среда, 11 апреля 2012 г.

Сценарий презентации проекта « Хлеб –всему голова»


Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен,-
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем!
О чем я загадала загадку? (о хлебе)
Сегодня на занятии мы с вами подведем итог работы по проекту  расскажем гостям, что мы знаем о хлебе, сколько труда в него вложено, как нужно к хлебу относиться.


Учитель: Ребята, мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий. На Руси к хлебу относились с благоговением. А как хлеб на стол пришел?
Учитель. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина:


Вот хлеб — высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда.
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под черно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много — всяческих преград —
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два.
 Народной мудрости слова:
 «Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
 И если ты не глух, не слеп,
 Цени народный, трудный хлеб.


Далее следует коллективная декламация-перекличка «Хвала тебе, хлеб!».
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Золотой простор бескрайний —
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!» {Хором.)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором)
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб!» {Хором.)
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней.
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.
Хлебное поле большое, как море —
Не сосчитаешь колосьев на нем.
В дружном дозоре, в почетном дозоре
Каждое зернышко мы бережем.
Зернышко мы согреем заботой
 В добрых и теплых ладонях полей.
 Солнышку тоже хватает работы.
Чтобы звенели хлеба веселей.
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда -
Эта живая награда за труд.
Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный,
Как первоклашка в школе.
Его расти научит
Любой весенний дождик,
А каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!» {Хором.)   
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы —люди,
Научитесь хлеб беречь!» {Хором.)

Как хлеб к нам пришел?
 Чтец. Пышный, мягкий, пропеченный.
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Учитель. Издавна кормит людей матуш­ка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома — глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва — ячменя, потом пшеницы и ржи.
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который  умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его  могли себе позволить купить только очень богатые люди.
            Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.
              Сказка ложь, да в ней намек
Чтец. Корочка хлеба.
Хлебная крошка,
Что это — много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказительница (входит и кланяется). Верно, милый, верно! Ох как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога прохо­дила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в
болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи — Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обомне», — подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала она. -— Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге, И она залилась слезами раскаянья.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Учитель:
Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать:
1.      Мой руки перед едой.
2.      Бери хлеба столько, сколько съешь.
3.      Нельзя играть с хлебом.
Учитель
Хлеб – это самый дорогой плод нашей  матери – земли и рук человеческих.
Хлеб – это державное наше богатство.
Берегите хлеб !
Он очень трудно дается.
Хлеб также дорог, как и сама жизнь.
Учитель.


Эй. девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки.
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Ученицы.
Мы в Брызгалове живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.
я девочка.
Прянички печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
2-я девочка.
Но не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

3-я девочка.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
 Чтобы вырос колос хлеба,
 Нужен труд десятков рук.
1-я девочка.
Дождик, дождик, поливай —
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.




Инсценировка «Хлеб» (по Г. Виеру).


Мальчик.
Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе: «Спасибо!»
Хлеб.
Лучше б ты не поленился,
Доброй пашне поклонился.
Мальчик.
Кланяюсь тебе я, пашня,
За горячий хлеб домашний!
Пашня.
Лучше б ты не поленился —
Солнцу в небе поклонился.
Мальчик.
Солнце, солнце в небе синем,
За горячий хлеб спасибо!
Солнце.
Ты б, сынок, не поленился,
Дождику бы поклонился!
Мальчик.
Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе! Дождик.
Лучше б ты не поленился,
Папе с мамой поклонился!

Мальчик.
Вам спасибо, папа с мамой,
Хлеб даете вкусный самый!
Папа.
И тебе спасибо тоже,
Ты у нас такой хороший!


2 класс загадывает загадки.


На соломине дом.
Сто ребяток в нем. {Колосок.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
Вырос в поле колосок,
На столе лежу куском. (Хлеб.)
За трактором по полю ходит она.
Отборного ей насыпают зерна.
А где ее след чуть заметней ложится.
Там буйно потом урожай колосится.
{Сеялка.}


Учитель. А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!
Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.
Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.
Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.
Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.
Матери невесты дарили выпеченные гре­бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»
Кто для нас хлеб создает


, Ребенок 2:           Что стучите, мастера-золотые руки?
- Чиним, чиним трактора!
                                   - Точим, точим плуги.
На дворе весна у нас,
Агроном сказал, - Пора!
Заводите трактора!
Ребенок 3:
                                  Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Гребнем частым борона
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку!
Ребенок 4:
Сеял сеятель старинный
Из лукошка-решета.
Нынче сеялка – машина
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна.

Ребенок 5:                Чтобы крепким был росток.
Наливался колосок,
Должен он расти в землице,
Дождевую пить водицу.
Греться солнечным теплом,
Обдуваться ветерком!
Ребенок 6:
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска!

Ребенок 7:
Вот шофер услышал, мчится.
Вот гудит: - Иду-у! иду-у!
Лейся теплая пшеница
Прямо в кузов на ходу!
Ребенок 8:
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки.
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Там хранят и берегут,
Затем на мельницу везут.
Ребенок 9:
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
И в муку ее сотрут!
Ребенок 10:
Стали зернышки мукою,
Не дадут и ей покою:
На большой хлебозавод
Муковоз муку везет.
Ребенок 11:
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты мука.
Тесто в печь быстрей давай –
Так родился   (все хором)  КАРАВАЙ


!
Тогда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает.
Ученики (по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!
Учитель: А теперь самое время поводить хоровод.
Исполняется хороводная игра «Каравай».

Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.
Учитель: А сейчас посмотрите небольшую инсценировку)

Дети исполняют сценку И. Сенченко «Хлеб святой».
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
-         Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
-         Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
-         А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
-         Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.
-         Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела,  в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба –голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
-         Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.
Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Учитель: А сейчас Лера  прочтет нам стихотворение.
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

Учитель: Как бабушка называет хлеб? (Святой) А в стихотворении как называют хлеб? (Жизнь). Хлеб – святой, хлеб – жизнь. Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Учитель: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови слово». Вспомните и назовите мне слова, родственные слову «хлеб».
(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)

учитель: А я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»
(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)
Дети встают по кругу, проводится игра с мячом.

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека. И мне хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России.
Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос
 Были очи ее светло-синими
И пшеничною россыпь волос.
Шла Россия некошеным лугом
Сквозь седой предрассветный туман.
Вскоре солнце взошло алым кругом,
Окунувшись в небес океан.
Шла со звонкою радостной песней,
Воспевались в ней ширь и простор.
Ну, а с песней и труд интересней —
Ей подпел молодой комбайнер.
Подхватили доярки-певуньи,
Что прошли через луг прямиком,
Чтоб скорее молочные струйки
Зазвенели над каждым ведром.
К чаю ароматному угощенье знатное
Учитель. Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но ее мы не смогли бы приготовить без помощи ва­ших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.
Звучит песня «Пряники русские».

Комментариев нет:

Отправить комментарий