пятница, 25 мая 2012 г.

Проект "Фразеологизмы - это интересно"


Часто на уроках Ольга Михайловна нам говорит « Держите ушки на макушке», опять «воды в рот набрали», «язык проглотили» .
Мы долго ломали голову «А что бы это значило? И тогда задумались и решили узнать,  как называются данные выражения и что они обозначают.
Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял  такие фразы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Мы решили это выяснить.
Проект «Фразеологизмы – это интересно» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.


Цель проекта:

Изучение фразеологизмов, которые используют наши учителя в своей работе и выяснение понимания их учащимися 3, 4 классов.
Для достижения цели были поставлены задачи:
·                          изучить теоретические вопросы темы (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов);
·                          выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;
·                          провести анкетирование среди учителей на тему «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрать самые «популярные»;
·                          провести опрос среди учащихся 1-6 классов, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы;
·                          изучить значения самых непонимаемых выражений школьниками и найти способ объяснить их значения  учащимся.
Объект исследования: употребляемые фразеологизмы учителями школы
Предмет исследования: понимание значений фразеологизмов учащимися 1- 6  классов
Методы исследования: сбор информации, анкетирование, опрос, анализ, обобщение результатов
Гипотеза: из числа фразеологизмов, которые употребляют учителя, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.

 

Актуальность:
Изучение темы «Фразеологизмы» в программе начальной школы не предусматривается и всю информацию по данной теме учащимся приходится добывать самостоятельно, а иногда многие  фразеологические обороты так и остается для многих учащихся загадкой.
Этапы работы:
1.                 Наблюдение за фразеологизмами в литературных произведениях, их толкование;
2.                 Изучение теории (что такое фразеологизмы, на какие группы делятся фразеологизмы);
3.                 Знакомство с фразеологическими словарями, посещение библиотеки;
4.                 Создание иллюстраций для классного фразеологического словарика (детские рисунки к выбранным фразеологизмам)
5.                 Игра – викторина «Фразеологизмы – это интересно!»;

В течение месяца мы занимались изучением фразеологизмов в русском языке. Мы собирали материал, работали с фразеологическими словарями и узнали много интересного о фразеологизмах.
Фразеологизм, или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Говоря другими словами, фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова, объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению. Фразеологизм обычно не позволяет даже переставить свои части внутри себя.  Вот такая это строгая и загадочная лексическая единица.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи
Интересна история происхождения фразеологизмов. Почему мы говорим “бить баклуши”, “крокодиловы слёзы”?
Бить баклуши. Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение “бить баклуши” превратилось во фразеологизм.
Крокодиловы слёзы. Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.
О значении и истории возникновения фразеологизмов мы узнали в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и «Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И. Молоткова.
Чтобы запомнить фразеологизмы, мы решили создать свой словарь. Мы провели конкурс рисунков, выбрали лучших художников, отобрали материал для иллюстрирования. Наш словарь получился необычным, а точнее, НЕПРАВИЛЬНЫМ. Наши художники показали, как не надо толковать фразеологизмы. Получилось интересно, смешно, а главное понятно, почему нельзя «разбирать» фразеологизмы на отдельные слава и объяснять значение каждого слова.
В ходе изучения теоретических вопросов мы выяснили, что в русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают  то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Поэтому выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов. Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая,  из них такие сочетания, в которые входят слова, означающие части тела.
Эту группу мы и решили взять для своего исследования. Учителям школы было предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов  те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми.
В итоге проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
·                          учителя нашей школы в работе с детьми часто используют фразеологизмы,
·                          часто употребляемый фразеологизм  «только пятки засверкали», «разжевать и в рот положить», «язык проглотил».
·                          фразеологизм ««только пятки засверкали»  не понимают  5 чел 







ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
(связанные с частями тела человека)
Чесать языком
Разевать рот
Распускать язык
Рвать на себе волосы
Резать глаза
Руки в брюки
Язык проглотил
Держать язык за зубами
Держать ушки на макушки
Держать нос по ветру
Держать руку
Разжевать и в рот положить
С лёгким сердцем
С пеной у рта
Пускать пыль в глаза
Путаться под ногами
Рука набита
Рука не поднимается
Рука об руку                                                                                                                                             
Руки коротки
Руки на себя накладывать
Руки отвалятся
Рукой не достать
Только пятки засверкали.
Медведь на ухо наступил.
Мозолить глаза
Находить общий язык
С гулькин нос
Обвести вокруг пальца
Пальчики оближешь
 Надувать губы
На лбу написано
Рукой подать
Сложа руки.
рубить сплеча
ломать голову
наступать на пятки
раскрыв рот
Семи пядей во лбу
 Как собаке пятая нога
как корова языком слизала


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
(СВЯЗАННЫЕ С ЖИВОТНЫМИ)

Сорока на хвосте вести принесла
Собак гонять
Собаку съел
Белая ворона
Белые мухи
Кот наплакал
Биться как рыба в лёд
Сделать из мухи слона
Волк в овечьей шкуре
Волком выть
Вольная птица
Ворон считать
Как на корове седло
Как от козла молока
Как рак на мели
Как рыба в воде
Как свинья в апельсинах
Как с гуся вода
Как сидорову козу
Как собака на сене
Как сонная муха
Как собаке пятая нога
Какая муха укусила
Как угорелая кошка
Конь ещё не валялся
Кошка скребётся на душе
Красный петух
Куда ворон костей не заносит
Куда  Макар телят не гонял
Купить кота в мешке
Ловить рыбу в мутной воде
Медведь на ухо наступил
Морской волк





ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
(СВЯЗАННЫЕ С ДЕЙСТВИЯМИ)


Тянуть резину - действовать очень медленно

Бить баклуши - бездельничать , заниматься пустяками

Без ножа резать- ставить кого  – либо в неловкое положение

Как с неба свалился - неожиданно появился

Ходить вокруг да около-уклоняться отсущества дела, вопроса, говорить намёками

Висеть на телефоне- часто и долго говорить по телефону

Летать в облаках-думать ,мечтать о другом
Водой не разлить-очень дружны, неразлучный, всегда вместе




ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
(СВЯЗАННЫЕ С ЧИСЛАМИ)

7 пятниц на неделе – кто- либо часто меняет решения
За 7-ю замками – под надежной охраной
Вторая натура – органическая потребность
На два фонтана – в двух направлениях действовать
На своих , на двоих – на преследования преступника
Ноль внимания – совсем не слушает никого
Один в одного – совершенно одинаковы
 Одна кожа да кости – очень худой, тощий
На одной ноге – моментально сбегать
Два сапога пара – один другого лучше
Час от часу – в течение времени
Убить двух зайцев – сразу выполнить два нужных дела
С три короба – очень много наговорить
На все четыре стороны – куда угодно в любое направление
Мерить на один аршин – судить о ком либо










2 комментария:

  1. В теме выражены не все особенности фразеологизмов.... Вот кратикий пример: ЖОПА БОЖЕНЬКИ - святое место.

    Так-что все верующие - бого-жопо-лизы

    ОтветитьУдалить