УЧЕНИК: Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.
УЧИТЕЛЬ: Все это правильно, но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе – фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значения фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение Тогда отец намылил сыну голову.
УЧЕНИК: Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.
УЧЕНИЦА: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно и совсем по – другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.
УЧЕНИК: (ворчливо).И почему ты такая умная?!
УЧЕНИЦА: Я, в отличии от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую… (вырывает у него листок с рисунком).
УЧЕНИК: Да что вы, Ольга Михайловна , у меня, например, голова совсем не горячая!
УЧИТЕЛЬ: Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.
УЧЕНИЦА: Ну, я – то человек с головой!
УЧЕНИК: Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска). А я то, по - твоему, что, без головы?
УЧЕНИЦА: Голова – то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.
УЧЕНИК: Ольга Михайловна! Помогите, я ее что- то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.
УЧИТЕЛЬ: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не составляющие их
отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.
УЧЕНИК: Мы вроде бы это проходили…
УЧЕНИЦА: (ехидно). Вроде бы! А меня не понял!
УЧЕНИК: Да я понял, но … не совсем.
А для того , чтобы разобраться в этом вопросе ученики нашего класса поработали над проектом «Фразеологизмы – это интересно»
Цель проекта:
Изучение фразеологизмов, которые используют наши учителя в своей работе и выяснение понимания их учащимися 1-6 классов.
Для достижения цели были поставлены задачи:
· изучить теоретические вопросы темы (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов);
· выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;
· провести анкетирование среди учителей на тему «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрать самые «популярные»;
· провести опрос среди учащихся 1-6 классов, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы;
· изучить значения самых непонимаемых выражений школьниками и найти способ объяснить их значения учащимся.
· В течение месяца работали с фразеологическими словарями и узнали много интересного о фразеологизмах.
· Фразеологизм, или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Говоря другими словами, фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова, объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.
· Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи
· Интересна история происхождения фразеологизмов. Почему мы говорим “бить баклуши”, “крокодиловы слёзы”?
· Бить баклуши. Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение “бить баклуши” превратилось во фразеологизм.
· Крокодиловы слёзы. Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.
· Чтобы запомнить фразеологизмы, мы решили создать свой словарь. Мы провели конкурс рисунков, выбрали лучших художников, отобрали материал для иллюстрирования. Наш словарь получился необычным, а точнее, НЕПРАВИЛЬНЫМ. Наши художники показали, как не надо толковать фразеологизмы. Получилось интересно, смешно, а главное понятно, почему нельзя «разбирать» фразеологизмы на отдельные слава и объяснять значение каждого слова.
· выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов. Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая, из них такие сочетания, в которые входят слова, означающие части тела.
· Эту группу мы и решили взять для своего исследования. Учителям школы было предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов те выражения, которые они чаще всего используют
В итоге проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
· учителя нашей школы в работе с детьми часто используют фразеологизмы,
· часто употребляемый фразеологизм «только пятки засверкали»
· фразеологизм ««только пятки засверкали» не понимают 5 чел
УЧЕНИК. Ну, я наголову разбит!
УЧЕНИЦА. Постой, постой! Ты что сейчас сказал?
УЧЕНИК. Я сказал, что вы меня разбили наголову своими познаниями! А что?
УЧЕНИЦА. Просто удивительно, но ты сейчас сам использовал в речи фразеологизм! А говоришь – не понимаешь!
(Обращается к залу).
Ребята! А вы поняли, и чем он сейчас признался?
Magnіfiсent beat ! I wish tο аpprentіce while уou amend your web
ОтветитьУдалитьsite, how can і subsсribe for a blog sitе?
Тhe acсоunt helped me a acceptable deаl.
I had been a little bіt acquainteԁ of thіs youг broadcaѕt ргοvided brіght cleаr іdеa
Visit my ωeblοg :: payday loans