воскресенье, 1 июля 2012 г.

Анализ работы школы в реализации проектной деятельности.


Являюсь руководителем творческой группы "Проектно-исследовательская деятельность " Данный анализ был дан на районном семинаре педагогов по проектной деятельности.
Анализ  работы школы в реализации проектной деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение  задач, которые ставят новые ФГОС, вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. В связи с чем в 2008-2009 уч году администрацией школы была поставлена задача : развитие и внедрение проектно-исследовательской деятельности. Работа строилась в трех направлениях: работа с педколлективом, образовательная и воспитательная деятельность.

Системность работы в данном направлении представлена в следующей схеме, из которой видно, что были охвачены все участники образовательного и воспитательного процесса. Кратко остановимся на этих направлениях
Для эффективного решения поставленной задачи в школе была создана творческая группа «Проектно-исследовательская деятельность. Цель работы: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом
В группу объединились педагоги, которые желали овладеть и использовать в своей педагогической практике проектно-исследовательский метод обучения.
В первый год работы в группу входило 6 педагогов , в данное время в ней работают 11 человек.
Тема над которой педагоги работают в этом учебном году : Организация проектной деятельности сельских школьников как новая образовательная технология для развития творческого потенциала и формирования ключевых компетенций обучающихся
  За четыре года работы группы педагоги освоили технологию проектной деятельности, научились применять элементы проектной деятельности на уроках, разрабатывать  собственные проекты в урочной и внеурочной деятельности. Педагогам оказываются тематические консультации по различным вопросам введения метода проекта в практику. Два педагога  Соловьева Н.М., Карпова О.М. прошли курсы  повышения квалификации по проектно-исследовательской работе в ИПКиПРО. Остальные педагоги  повышают свою квалификацию на семинарах.
В 2009 году был проведен педсовет на тему «Воспитательные проекты в работе классного руководителя»  Для достижения оптимального уровня профессиональной квалификации в течение  учебного года были проведены  научно- практические семинары: «Проектно- исследовательские методы в работе учителя», « Использование интерактивных методов на уроке –проекте».  которые способствовали  расширению методических приёмов, используемых педагогами в организации активной учебной деятельности и как средство повышения качества образования.
В рамках школьного конкурса «Учитель года»  в 2010-2011 уч.г.педагоги ТГ достаточно активно использовали проектно- исследовательскую деятельность  на уроках.
 Если в 2009-2010 уч.г. было проведено незначительное кол-во уроков ( 5), то в 20010-11 уч.г  их уже дано 37 , а в 2011-2012  -57 уроков и занятий
Количество уроков с использованием  проектно- исследовательских методов преподавания значительно увеличилось, (вывод сделан на основе выборочного анализа рабочих программ предметников).
В помощь педагогам  и учащимся создано методическое пособие  «Путеводитель по работе над проектом». Организовано распространение продуктов проектной деятельности через  сайт школы, блоги педагогов  в Интернете.
Результатами работы группы можно считать следующее:
- увеличение проведения уроков – проектов  (в среднем по школе с 2% до 35%)
-разработка долгосрочных практико-ориентированных проектов по краеведению, истории
-разработка воспитательных проектов

Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Формы организации, отбор содержания различны и основаны на возможностях школы , образовательных запросах обучающихся и их родителей. В учебный план школы введен элективный курс « Основы проектно-исследовательской  деятельности» в 4, 6 классах
Базисный учебный план
Внеурочные занятия
1.     3. Факультативные занятия  «Основы исследовательской деятельности»
2.     Краткосрочные уроки -проекты
1.Кружок « Юный краевед»
2.Кружок «Пресс-центр»
В ходе посещения занятий ученики  овладевают технологией проектной деятельности, выполняют индивидуальные и групповые работы, которые представляют на уроках. Наиболее часто учащиеся представляют информационные проекты, где готовым продуктом являются  буклеты, презентации, газеты, справочники  и др. Большая часть созданных проектов носит  практико-ориентированный характер и могут быть использованы в учебной и воспитательной деятельности.
 Ведение таких предметов, как «Основы светской этики» предполагает в конце изучения курса презентацию проектных работ уч-ся. Наиболее яркими стали работы « История моей фамилии» , «Герои живут рядом», «Вот моя деревня» , «Азбука нравственности»  С интересом учащиеся выполняют проектные работы  на уроках обществознания ( учитель Васильева В.А.), удмуртского языка ( учитель Лесникова О.В, литературы ( учитель Грязева Т.Г.), английского языка (учитель Богданова С.В.)Вот некоторые из них:
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Осуществление проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций.
Первый год работы по новым ФГОС также принес свои результаты. Ученики 1 класса вместе со своей учительницей Воробьевой Н.В. выполнили проекты : Живая азбука, Азбука загадок ,Математика вокруг нас. Числа. Моя семья», Мой класс и моя школа, Мои домашние питомцы
Творческие проекты выполняют учащиеся на уроках технологии под руководством Кислициной О.Н.
Во внеурочной деятельности данное направление реализуется через работу кружков, воспитательную работу  классных руководителей.  В этом учебном году классные руководители реализовывали проекты «Классная газета» ( 6 кл, кл рук. Богданова С.В.), «»Хлеб всему голова « (2, 4 кл кл рук. Карпова О.М)
В школе четвертый год работает кружок «Пресс –центр», руководит которым учитель удмуртского языка и литературы Лесникова О.В. 
По сути организация и работа по выпуску «Школьного курьера» - это тоже реализация долгосрочного практико-ориентированного проекта.
Члены кружка «Юный краевед» ( рук. Соловьева Н.М.)  занимаются исследованием своего родного края. Представленные на районные и республиканские конкурсы проекты заслуживают высокой оценки .

Из диаграммы видно увеличение  не только кол-ва участников районных конкурсов, но и призеров.  Приятно отметить, что учащиеся нашей школы очень достойно показали себя среди учащихся других школ района: это и умение достойно представить свою работу, умение грамотного  публичного выступления, участие в дискуссиях и т.д. Таким образом, именно проектная деятельность  дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, Проекты учащихся были представлены на следующих конференциях и мероприятиях в этом учебном году
№п/п
Ф.и.ученика
Название конкурса
Название работы
результат
педагог
1.
Богданова Елизавета
Клабукова Алина
«Первые шаги в исследовательскую деятельность»
«Путь к красоте»
2 место
Воробьева Н.В.
2.
Туева Валерия
«Первые шаги в исследовательскую деятельность»
«Хлеб – всему голова»
2 место
Карпова О.М.
3.
Кузнецов Стас
Старая фотография
Исчезнувшая деревня
2 место
Соловьева Н.М.
4.
Обухова Дарья
Старая фотография
История в лицах
Победитель в номинации
Соловьева Н.М.
5.
Яковлева Дарья
Старая фотография
Исчезнувшая деревня
Победитель в номинации
Лесникова О.В.
6.
Новоселова Мария
Старая фотография
Исчезнувшая деревня
Победитель в номинации
Лесникова О.В.
7.
Вычужанин Артем
Старая фотография
Исторические здания села
Сертификат участника
Соловьева Н.М.
8.
Епимакова Екатерина
Олимпиада по краеведению
Вклад Ломоносова в географию
2 место
Соловьева Н.М.
9.
Никитина Вероника
Олимпиада по краеведению
Ломоносов на страницах школьных учебников
участник
Соловьева Н.М.
Для публичного представления , популяризации проектной деятельности, повышения общего  уровня культуры  учащихся , выявления наиболее успешного опыта проектной деятельности среди педагогов  был задуман конкурс «Парад проектов», который , надеемся,   станет  традиционным . Он  проводится уже второй год. Разработано положение о проведении конкурса «Парад проектов» ,которое определяет классификацию данных работ, требования к их структуре и содержанию, публичной защите
В прошлом учебном году  в школе был объявлен конкурс воспитательных проектов, на который были представлены проекты разной тематики и направленности. Наиболее интересными  Были  следующие проекты:
"Классный город" 5 кл
Почему я весёлый такой?-2,4 кл
Живи, родник!"-10 кл
Вместе весело шагать-1,3 кл
 
С помощью мультимедийных информационных технологий проектные работы оформлялись  в электронном виде
В этом учебном году на  конкурс представят свои работы кружковцы  и  учащиеся, занимающиеся на факультативах.
Таким образом,  выполнение проектных и исследовательских работ стало неотъемлемой частью образовательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности
За период с 2008 по 2012 годы были получены следующие значимые результаты:
1. Использование методов проектно- исследовательской деятельности при обучении школьников приобрело системный характер.
2. Выросла заинтересованность педагогов в овладении технологиями проектной и исследовательской деятельности. Увеличилось количество учителей, подготовивших участников  и призеров районных конкурсов различных уровней Активно применяют проектный метод Лесникова О.В., Грязева Т.Г., Васильева В.А., Богданова С.В., Кислицина О.Н., Соловьева Н.М., Карпова О.М.
 3. Исследовательские и проектные  работы учеников выполняются более качественно и   ежегодно  становятся  призерами районных  и  республиканских конкурсов и конференций.

Обязательным требованием  нового образовательного стандарта является умение  проектировать. Таким образом,  для решения поставленных в ФГОС задач необходимо:
- готовность педагога и  учащихся  к проектной деятельности,
- четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности для решения задач нового ФГОС
Сдерживающим фактором развития проектно-исследовательской деятельности в школе являются следующие ключевые проблемы:
проблема
пути решения
1.Отсутствие устойчивой мотивации со стороны учеников и педагогов в выполнении проектов, поэтому часто хорошая проектная идея не всегда бывает доведена до конца.
система стимулирования для педагогов и учащихся
1. 2.Отсутствие комплексного подхода к осуществлению проектной ltеятельностью

предусмотреть в учебном плане введение непрерывного факультативного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» за счет вариативной части с отслеживанием промежуточных результатов
( составление интегрированного факультативного курса с опорой на учебные предметы)
3.Низкое качество выполняемых проектов.

индивидуальная кропотливая работа с наиболее способными учениками

Придать более динамичный  и системный характер деятельности в данном направлении поможет реализация долгосрочных проектов  в рамках программы развития школы.
спортивно-оздоровительное направление: «В движении – жизнь»;
- направление по информатизации: «Школьный медиацентр»;
- система работы с  наиболее способными  детьми: «Одарённые дети»
-формирование и развитие проектно-исследовательских навыков: «Эколого-краеведческая тропа «Родные просторы»;
- развитие личностных качеств и совершенствование речевого общения дошкольника: «Театр и дети.  некоторые из данных проектов  будут сегодня представлены.
Перспективы дальнейшего развития проектной деятельности:
- 100% охват педагогов владеющих и применяющих проектную деятельность
-пересмотр рабочих программ и внесение корректив с учетом проектных работ
Предложение в ОМР УНО организовать поездку по обмену опытом в сельские школы, имеющие опыт и достижения в данном направлении.
Организаторы семинара предлагают диск с материалами по работе над проектами . В него входят: теоретические вопросы в области проектной деятельности, рабочая тетрадь для уч-ся начальных классов, учебные, воспитательные  проекты, реализованные в нашей школе, локальные акты
Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Организация проектной деятельности позволяет гармонично и комплексно решать образовательно–воспитательные задачи, стоящие перед школьным образованием. В ходе работы над проектом учащиеся получают знания, развивают навыки общения и сотрудничества при работе в группах, совершенствуются в практической деятельности, у них воспитывается целеустремлённость и самостоятельность, экологическая культура и ответственное отношение к себе и окружающему миру.
Мы продолжим работу в данном направлении  и очень надеемся, что сегодняшний семинар пройдет плодотворно и с пользой не только для вас, но и для нас. 






1 комментарий: