Являюсь руководителем творческой группы "Проектно-исследовательская деятельность " Данный анализ был дан на районном семинаре педагогов по проектной деятельности.
Анализ работы школы в реализации проектной деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение задач, которые ставят новые ФГОС, вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. В связи с чем в 2008-2009 уч году администрацией школы была поставлена задача : развитие и внедрение проектно-исследовательской деятельности. Работа строилась в трех направлениях: работа с педколлективом, образовательная и воспитательная деятельность.
Системность работы в данном направлении представлена в следующей схеме, из которой видно, что были охвачены все участники образовательного и воспитательного процесса. Кратко остановимся на этих направлениях
Для эффективного решения поставленной задачи в школе была создана творческая группа «Проектно-исследовательская деятельность. Цель работы: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом
В группу объединились педагоги, которые желали овладеть и использовать в своей педагогической практике проектно-исследовательский метод обучения.
В первый год работы в группу входило 6 педагогов , в данное время в ней работают 11 человек.
Тема над которой педагоги работают в этом учебном году : Организация проектной деятельности сельских школьников как новая образовательная технология для развития творческого потенциала и формирования ключевых компетенций обучающихся
За четыре года работы группы педагоги освоили технологию проектной деятельности, научились применять элементы проектной деятельности на уроках, разрабатывать собственные проекты в урочной и внеурочной деятельности. Педагогам оказываются тематические консультации по различным вопросам введения метода проекта в практику. Два педагога Соловьева Н.М., Карпова О.М. прошли курсы повышения квалификации по проектно-исследовательской работе в ИПКиПРО. Остальные педагоги повышают свою квалификацию на семинарах.
В 2009 году был проведен педсовет на тему «Воспитательные проекты в работе классного руководителя» Для достижения оптимального уровня профессиональной квалификации в течение учебного года были проведены научно- практические семинары: «Проектно- исследовательские методы в работе учителя», « Использование интерактивных методов на уроке –проекте». которые способствовали расширению методических приёмов, используемых педагогами в организации активной учебной деятельности и как средство повышения качества образования.
В рамках школьного конкурса «Учитель года» в 2010-2011 уч.г.педагоги ТГ достаточно активно использовали проектно- исследовательскую деятельность на уроках.
Если в 2009-2010 уч.г. было проведено незначительное кол-во уроков ( 5), то в 20010-11 уч.г их уже дано 37 , а в 2011-2012 -57 уроков и занятий
Количество уроков с использованием проектно- исследовательских методов преподавания значительно увеличилось, (вывод сделан на основе выборочного анализа рабочих программ предметников).
В помощь педагогам и учащимся создано методическое пособие «Путеводитель по работе над проектом». Организовано распространение продуктов проектной деятельности через сайт школы, блоги педагогов в Интернете.
Результатами работы группы можно считать следующее:
- увеличение проведения уроков – проектов (в среднем по школе с 2% до 35%)
-разработка долгосрочных практико-ориентированных проектов по краеведению, истории
-разработка воспитательных проектов
Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Формы организации, отбор содержания различны и основаны на возможностях школы , образовательных запросах обучающихся и их родителей. В учебный план школы введен элективный курс « Основы проектно-исследовательской деятельности» в 4, 6 классах
Базисный учебный план | Внеурочные занятия |
1. 3. Факультативные занятия «Основы исследовательской деятельности» 2. Краткосрочные уроки -проекты | 1.Кружок « Юный краевед» 2.Кружок «Пресс-центр» |
В ходе посещения занятий ученики овладевают технологией проектной деятельности, выполняют индивидуальные и групповые работы, которые представляют на уроках. Наиболее часто учащиеся представляют информационные проекты, где готовым продуктом являются буклеты, презентации, газеты, справочники и др. Большая часть созданных проектов носит практико-ориентированный характер и могут быть использованы в учебной и воспитательной деятельности.
Ведение таких предметов, как «Основы светской этики» предполагает в конце изучения курса презентацию проектных работ уч-ся. Наиболее яркими стали работы « История моей фамилии» , «Герои живут рядом», «Вот моя деревня» , «Азбука нравственности» С интересом учащиеся выполняют проектные работы на уроках обществознания ( учитель Васильева В.А.), удмуртского языка ( учитель Лесникова О.В, литературы ( учитель Грязева Т.Г.), английского языка (учитель Богданова С.В.)Вот некоторые из них:
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Осуществление проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций.
Первый год работы по новым ФГОС также принес свои результаты. Ученики 1 класса вместе со своей учительницей Воробьевой Н.В. выполнили проекты : Живая азбука, Азбука загадок ,Математика вокруг нас. Числа. Моя семья», Мой класс и моя школа, Мои домашние питомцы
Творческие проекты выполняют учащиеся на уроках технологии под руководством Кислициной О.Н.
Во внеурочной деятельности данное направление реализуется через работу кружков, воспитательную работу классных руководителей. В этом учебном году классные руководители реализовывали проекты «Классная газета» ( 6 кл, кл рук. Богданова С.В.), «»Хлеб всему голова « (2, 4 кл кл рук. Карпова О.М)
В школе четвертый год работает кружок «Пресс –центр», руководит которым учитель удмуртского языка и литературы Лесникова О.В.
По сути организация и работа по выпуску «Школьного курьера» - это тоже реализация долгосрочного практико-ориентированного проекта.
Члены кружка «Юный краевед» ( рук. Соловьева Н.М.) занимаются исследованием своего родного края. Представленные на районные и республиканские конкурсы проекты заслуживают высокой оценки .
Из диаграммы видно увеличение не только кол-ва участников районных конкурсов, но и призеров. Приятно отметить, что учащиеся нашей школы очень достойно показали себя среди учащихся других школ района: это и умение достойно представить свою работу, умение грамотного публичного выступления, участие в дискуссиях и т.д. Таким образом, именно проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, Проекты учащихся были представлены на следующих конференциях и мероприятиях в этом учебном году
№п/п | Ф.и.ученика | Название конкурса | Название работы | результат | педагог |
1. | Богданова Елизавета Клабукова Алина | «Первые шаги в исследовательскую деятельность» | «Путь к красоте» | 2 место | Воробьева Н.В. |
2. | Туева Валерия | «Первые шаги в исследовательскую деятельность» | «Хлеб – всему голова» | 2 место | Карпова О.М. |
3. | Кузнецов Стас | Старая фотография | Исчезнувшая деревня | 2 место | Соловьева Н.М. |
4. | Обухова Дарья | Старая фотография | История в лицах | Победитель в номинации | Соловьева Н.М. |
5. | Яковлева Дарья | Старая фотография | Исчезнувшая деревня | Победитель в номинации | Лесникова О.В. |
6. | Новоселова Мария | Старая фотография | Исчезнувшая деревня | Победитель в номинации | Лесникова О.В. |
7. | Вычужанин Артем | Старая фотография | Исторические здания села | Сертификат участника | Соловьева Н.М. |
8. | Епимакова Екатерина | Олимпиада по краеведению | Вклад Ломоносова в географию | 2 место | Соловьева Н.М. |
9. | Никитина Вероника | Олимпиада по краеведению | Ломоносов на страницах школьных учебников | участник | Соловьева Н.М. |
Для публичного представления , популяризации проектной деятельности, повышения общего уровня культуры учащихся , выявления наиболее успешного опыта проектной деятельности среди педагогов был задуман конкурс «Парад проектов», который , надеемся, станет традиционным . Он проводится уже второй год. Разработано положение о проведении конкурса «Парад проектов» ,которое определяет классификацию данных работ, требования к их структуре и содержанию, публичной защите
В прошлом учебном году в школе был объявлен конкурс воспитательных проектов, на который были представлены проекты разной тематики и направленности. Наиболее интересными Были следующие проекты:
"Классный город" 5 кл
Почему я весёлый такой?-2,4 кл
Живи, родник!"-10 кл
Вместе весело шагать-1,3 кл
С помощью мультимедийных информационных технологий проектные работы оформлялись в электронном виде
В этом учебном году на конкурс представят свои работы кружковцы и учащиеся, занимающиеся на факультативах.
Таким образом, выполнение проектных и исследовательских работ стало неотъемлемой частью образовательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности
За период с 2008 по 2012 годы были получены следующие значимые результаты:
1. Использование методов проектно- исследовательской деятельности при обучении школьников приобрело системный характер.
2. Выросла заинтересованность педагогов в овладении технологиями проектной и исследовательской деятельности. Увеличилось количество учителей, подготовивших участников и призеров районных конкурсов различных уровней Активно применяют проектный метод Лесникова О.В., Грязева Т.Г., Васильева В.А., Богданова С.В., Кислицина О.Н., Соловьева Н.М., Карпова О.М.
3. Исследовательские и проектные работы учеников выполняются более качественно и ежегодно становятся призерами районных и республиканских конкурсов и конференций.
Обязательным требованием нового образовательного стандарта является умение проектировать. Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимо:
- готовность педагога и учащихся к проектной деятельности,
- четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности для решения задач нового ФГОС
- готовность педагога и учащихся к проектной деятельности,
- четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности для решения задач нового ФГОС
Сдерживающим фактором развития проектно-исследовательской деятельности в школе являются следующие ключевые проблемы:
проблема | пути решения |
1.Отсутствие устойчивой мотивации со стороны учеников и педагогов в выполнении проектов, поэтому часто хорошая проектная идея не всегда бывает доведена до конца. | система стимулирования для педагогов и учащихся |
1. 2.Отсутствие комплексного подхода к осуществлению проектной ltеятельностью | предусмотреть в учебном плане введение непрерывного факультативного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» за счет вариативной части с отслеживанием промежуточных результатов ( составление интегрированного факультативного курса с опорой на учебные предметы) |
3.Низкое качество выполняемых проектов. | индивидуальная кропотливая работа с наиболее способными учениками |
Придать более динамичный и системный характер деятельности в данном направлении поможет реализация долгосрочных проектов в рамках программы развития школы.
спортивно-оздоровительное направление: «В движении – жизнь»;
- направление по информатизации: «Школьный медиацентр»;
- система работы с наиболее способными детьми: «Одарённые дети»
-формирование и развитие проектно-исследовательских навыков: «Эколого-краеведческая тропа «Родные просторы»;
- развитие личностных качеств и совершенствование речевого общения дошкольника: «Театр и дети. некоторые из данных проектов будут сегодня представлены.
Перспективы дальнейшего развития проектной деятельности:
- 100% охват педагогов владеющих и применяющих проектную деятельность
-пересмотр рабочих программ и внесение корректив с учетом проектных работ
Предложение в ОМР УНО организовать поездку по обмену опытом в сельские школы, имеющие опыт и достижения в данном направлении.
Организаторы семинара предлагают диск с материалами по работе над проектами . В него входят: теоретические вопросы в области проектной деятельности, рабочая тетрадь для уч-ся начальных классов, учебные, воспитательные проекты, реализованные в нашей школе, локальные акты
Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Организация проектной деятельности позволяет гармонично и комплексно решать образовательно–воспитательные задачи, стоящие перед школьным образованием. В ходе работы над проектом учащиеся получают знания, развивают навыки общения и сотрудничества при работе в группах, совершенствуются в практической деятельности, у них воспитывается целеустремлённость и самостоятельность, экологическая культура и ответственное отношение к себе и окружающему миру.
Мы продолжим работу в данном направлении и очень надеемся, что сегодняшний семинар пройдет плодотворно и с пользой не только для вас, но и для нас.
Творческих успехов!
ОтветитьУдалить