Рабочие программы 1 класс ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике  в 1 классе составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г.) и учебным планом Муниципального казенного  общеобразовательного учреждения Брызгаловская  средняя общеобразовательная школа. Разработана на основе авторской учебной программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика»
Основными целями начального обучения математике являются:
•        Математическое развитие младших школьников.
•        Формирование системы начальных математических знаний.
•        Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, кото-рый, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Математика» в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели).

Количество часов в год – 132.      Количество часов в неделю – 4.
Количество часов в I четверти – 37.
Количество часов во II четверти – 28.
Количество часов в III четверти – 35.   
        Количество часов в IV четверти – 32.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КУРСА

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следую¬щие ценности математики:

• понимание математических отношений является сред¬ством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

•        математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия  творений природы и человека  (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

•        владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою зрения, строить логические цепочки рассуждений; опро¬сить или подтверждать истинность предположения).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении  в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, (сроить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса
Учащиеся должны знать:
       названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно;
       названия и обозначение действий сложения и вычитания;
      наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
      названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
 Учащиеся должны уметь:
      читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
      складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
      складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
      находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
      решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
       практически измерять величины: длину, массу, вместимость;
       чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.
  Учащиеся должны различать:
      текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
      геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
по учебнику «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова
1 класс (1-4)  (4 часа в неделю)  132 часа
Раздел,
кол-во часов, сроки

№ урока

Название (тема) урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Подго-
товка
к
изуче-нию
чисел.
Про-
странст-
венные
и
времен
ные
пред-
став-
ления.
8ч.


  1.  
Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов.
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Сравнивать предметы по различным признакам ; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; различать геометрические фигуры. Принятие нового социального статуса ученика.
Р/т с. 3
(экскурсия)

  1.  
Пространственные представления.
Моделировать геометрические фигуры; вести счёт предметов и делать вывод, в каких группах предметов поровну (больше, меньше) и на сколько. Определять местоположение предмета в пространстве; описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Слушать учителя; работать в паре.
Р/т с.4
(экскурсия)

  1.  
Временные представления.
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Определять местоположение предмета в пространстве; пользоваться порядковыми числительными.
Р/т с.5

  1.  
Отношения «столько же», «больше», «меньше».
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Аргументировать своё мнение, выслушивать мнение других, принимать критику.
Р/т с.6

  1.  
На сколько больше? На сколько меньше?
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Сравнивать числа по разрядам; уравнивать количество предметов (добавить, убрать). Обсуждать возможные варианты ответов и оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Р/т с. 7

  1.  
Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше?
Р/т с.8
(экскурсия)

  1.  
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых ситуациях.

Контролировать и оценивать свою работу.


  1.  
Проверочная работа №1 по теме
« Пространственные и временные представления».
П/р с.6-7
Ч
и
с
л
а
о
т
1
д
о

10.

Ч
и
с
л
о

0.

Н
у
м
е
р
а
ц
и
я
28ч.



  1.  
Анализ результатов. Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1.
Сравнивать, группировать предметы, называя признак по которому ведётся сравнение; приводить примеры. Писать цифру 1; соотносить цифру с количеством предметов.
Р/т с.9

  1.  
Числа 1,2. Цифра 2. Письмо цифры2.
Считать различные объекты; писать цифру 2; соотносить цифру и число.
Р/т с.9

  1.  
Числа 1, 2, 3. Цифра 3. Письмо цифры 3.
Сравнивать любые два числа от 1 до 3; определять место числа 3 в числовом ряду; писать цифру 3; соотносить цифру и число.
Р/т с.10

  1.  
Знаки «+», «-», «=». "Прибавить», «вычесть», «получится».
Пользоваться математической терминологией; правильно писать цифры в тетради; соотносить цифру и число предметов; записывать выражение и равенство с помощью математических знаков.
Р/т с.10

  1.  
Число 4. Письмо цифры 4.
Определять место числа 4 в числовом ряду; сравнивать любые два числа от 1 до 4; писать цифру 4; соотносить цифру и число.
Р/т с.11

  1.  
Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Пользоваться математической терминологией; сравнивать длины отрезков; упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).
Р/т с.12

  1.  
Число 5. Письмо цифры 5.
Определять место числа 5 в числовом ряду; писать цифру 5; соотносить цифру и число.
Р/т с.13

  1.  
Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых.
Сравнивать любые два числа от 1 до 5; составлять число 5 из двух чисел; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.
Р/т с.14
П/р с. 8-9

  1.  
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч.
Различать и называть прямую линию, кривую линию, отрезок, луч; сравнивать отрезки по длине; работать с линейкой; находить и показывать кривые линии, отрезки, лучи.
Р/т с. 15

  1.  
Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.
Различать линии (прямую, кривую, ломаную), распознавать и правильно называть замкнутые и незамкнутые ломаные линии , определять количество звеньев, показывать на чертеже звенья ломаной линии и вершины; чертить ломаные линии заданной длины.
Р/т с.16-17

  1.  
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Сравнивать любые два числа от 1 до 5; составлять числа оот 2 до 5 из двух чисел; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.
П/р с. 10-11

  1.  
Знаки «>», «<», «=».
Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства. Упорядочивать заданные числа.
Р/т с. 18

  1.  
Равенство. Неравенство.
Р/т с. 19

  1.  
Многоугольник.
Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
Р/т с. 20

  1.  
Числа 6, 7. Письмо цифры 6.
Определять место чисел 6 и 7 в числовом ряду; сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения; писать цифру 6; соотносить цифру и число.
Р/т с.21

  1.  
Число 7. Письмо цифры 7.
Определять место числа 7 в числовом ряду; сравнивать любые два числа; писать цифру 7; соотносить цифру и число.
Р/т с. 21

  1.  
Числа 8, 9. Письмо цифры 8.
Определять место чисел 8 и 9 в числовом ряду; сравнивать любые два числа; писать цифру 8; соотносить цифру и число.
Р/т с.22

  1.  
Число 9. Письмо цифры 9.
Определять место числа 9 в числовом ряду; сравнивать любые два числа; писать цифру 9; соотносить цифру и число.
Р/т с. 22

  1.  
Число 10. Запись числа 10.
Определять место числа 10 в числовом ряду; сравнивать любые два числа; писать цифру 10; соотносить цифру и число.
Р/т с.23
П/р с. 14-15

  1.  
Числа от 1 до 10.
Сравнивать любые два числа от 1 до 10; определять с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой; составлять из двух чисел числа от 2 до 10.
Р/т с.23 (проект)

  1.  
Единица длины сантиметр.
Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).
Р/т с. 24

  1.  
Сантиметр.
П/р с. 22

  1.  
«Увеличить на ...». «Уменьшить на...».
Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений; сравнивать длины отрезков.

Р/т с.25

  1.  
Увеличить. Уменьшить.

  1.  
Число 0.
Сравнивать два числа; писать цифру 0; соотносить цифру и число.
Р/т с. 26

  1.  
Числа от 1 до 10. Чтение, запись, сравнение чисел.
Различать понятия «число», «цифра»; сравнивать числа парами первого десятка; сравнивать числа от 2 до 10; определять с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.
П/р с. 16-17

  1.  
Проверочная работа №2 по теме «Числа от 1 до 10. Число 0».

Выполнять задания творческого и поискового характера,
применяя знания и способы действий в изменённых ситуациях.
Контролировать и оценивать свою работу.
П/р с. 18-19

  1.  
Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Р/т с.27-28

Числа
от
1 до 10.

Сложе- ние
и вычи-тание

(60 ч)

  1.  
Сложение и вычитание вида

 +  - 1.
1,  Знаки  «+»,«-».
Моделировать действия сложение и вычитание с помощью разрезного материала, рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 1 ± 1.
Р/т с. 29

  1.  
Сложение вида
 + 1 + 1.
Р/т с. 30

  1.  
Вычитание вида
 - 1 - 1.

  1.  
Приёмы вычислений вида

 + 2,
 - 2.
Моделировать действия сложение и вычитание с помощью разрезного материала, рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 2.
Р/т с. 31

  1.  
Слагаемые. Сумма.
Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); составлять, читать и записывать суммы.
Р/т с.32

  1.  
Задача. Структура задачи (условие, вопрос).
Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Р/т с. 33

  1.  
Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.
Р/т с.34

  1.  

 ± 2. Составление и заучивание таблиц.
Считать двойками до 10 и обратно; выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом ситуации; составлять цепочку чисел в соответствии с правилом.
Р/т с.35

  1.  
Присчитывание и отсчитывание по 2.
Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок. Работать в паре при проведении математических игр.
Р/т с. 36

  1.  
Задачи на увеличение числа на несколько единиц.
Моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Р/т с. 37

  1.  
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).


  1.  
Проверочная работа №3 по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Выполнять задания творческого и поискового характера,
применять знания и способы действий в изменённых ситуациях.
Контролировать и оценивать свою работу.
П/р с.20-21

  1.  
Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


  1.  
Приёмы вычислений вида

 + 3,
 - 3.
Моделировать действия сложение и вычитание с помощью разрезного материала; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 3.
Р/т с. 38-39

  1.  
Решение текстовых задач в одно действие на сложение. Присчитывать, отсчитывать по 3; формировать навык арифметических вычислений, решать текстовые задачи на сложение в одно действие.
Р/т с. 40-41

  1.  
Решение текстовых задач в одно действие на вычитание. Решать задачи на вычитание в одно действие; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Р/т с. 42-43

  1.  

 ± 3. Составление и заучивание таблиц.
Выполнять сложение ми вычитание вида □ ± 3. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным.
Р/т с. 44

  1.  
Присчитывание и отсчитывание по 3.
П/р с.24-25

  1.  
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. Решать задачи на вычитание в одно действие; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.


  1.  
Решение задач. Дополнение условия недостающими данными или вопросом.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Составлять задачи по рисунку. Строить простейшие знаковые и графические модели. Формулировать утверждение обратное данному.



  1.  
Решение задач. Дополнение условия недостающими данными или вопросом.
Р/т с. 45

  1.  
Составление задач по рисунку.
Р/т с. 46

  1.  
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Р/т с. 47

  1.  
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Р/т с. 48

  1.  
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Выполнять задания творческого и поискового характера,
применяя знания и способы действий в изменённых условиях.



  1.  
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


  1.  
Проверочная работа №4 по теме
«Прибавление и вычитание числа 3».
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых ситуациях.
Контролировать и оценивать свою работу.


  1.  
Анализ результатов. Повторение пройденного.


  1.  
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9. Выполнять сложение и вычитание чисел первого десятка; составлять из двух чисел числа от 7 до 9.

  1.  
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). Моделировать задачи; строить простейшие знаковые и графические модели; сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение; участвовать в парной работе, корректно оценивать активность партнёра, правильность его ответов.

  1.  
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

  1.  

 ± 4. Приёмы вычислений.
Выполнять вычисления вида: □± 4; прибавлять и вычитать число 4 с опорой  на модель числового ряда.

  1.  
Решение задач и выражений. Сравнивать разные способы вычислений; использовать математическую терминологию при решении задач и выражений.

  1.  
Задачи на разностное сравнение чисел. Решать задачи на разностное сравнение чисел.

  1.  
Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. Применять навык решения задач нового вида; выбирать способ сравнения объектов, наблюдать закономерность числовой последовательности.

  1.  

 ± 4. Составление и заучивание таблиц.
Участвовать в парной работе, составлять на основе вычислений таблицу сложения.

  1.  
Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3, 4. Решение задач. Участвовать в парной работе, корректно оценивать активность партнёра, правильность его ответов; применять полученные знания на практике.

  1.  
Перестановка слагаемых . Читать схемы, наблюдать за перестановкой слагаемых в равенствах, за взаимосвязью действий сложения и вычитания, делать выводы, использовать их  при вычислениях. Р/т с.8

  1.  
Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например приём прибавления по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3). Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. Р/т с. 9

  1.  
Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы сложения. Р/т с. 10

  1.  
 Состав числа 10. Решение задач. Усвоение состава числа 10 и соответствующих случаев сложения. Р/т с. 11

  1.  
Решение задач на разностное сравнение.

Моделировать и решать задачи на разностное сравнение чисел; сравнивать разные способы вычислений; использовать математическую терминологию.
Р/т с. 12

  1.  
Решение задач на разностное сравнение.
Р/т с. 13

  1.  
Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание».
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.



  1.  
Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


  1.  
Связь между суммой и слагаемыми.

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; усваивать связь между слагаемыми и суммой.
Р/т с.14

  1.  
Связь между суммой и слагаемыми.


  1.  
Решение задач и выражений.
Составлять инструкцию решения, моделировать изученные арифметические зависимости. Р/т с.15

  1.  
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Читать равенства, используя математическую терминологию (уменьшаемое, вычитаемое, разность); составлять, читать и записывать данные выражения. Р/т с.16

  1.  
Состав чисел 6, 7. Вычитание вида
6 - ;
 .
7 -

Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, применяя знания состава чисел 6, 7 и знания о связи суммы и слагаемых.
Р/т с.17

  1.  
Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания.
Р/т с.18

  1.  
Состав чисел 8, 9. Вычитание вида
8 - ;
 .
9 -
Выполнять вычисления вида: 8 – □, 9 – □, применяя знания состава чисел 8, 9 и знания о связи суммы и слагаемых. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.

Р/т с.19

  1.  
Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия.

  1.  
Вычитание вида 10 - .
 Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Выполнять вычисления вида: 10 – □, применяя знания состава числа 10 и знания о связи суммы и слагаемых; выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Р/т с.20

  1.  
Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

  1.  
Килограмм.
Характеризовать величину массы; выбирать способ сравнения величин; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Р/т с.21

  1.  
Литр.
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин; сравнивать сосуды по вместимости; упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.

  1.  
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях; сравнивать разные способы вычислений; использовать математическую терминологию; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Р/т с.22

  1.  
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Сложение и вычитание чисел первого десятка».


  1.  
Контрольная работа №2 по теме «Числа первого десятка. Сложение и вычитание».

Числа
от
1 до 20.

Нумера-ция

(12 ч)

  1.  
Анализ результатов. Названия и последовательность чисел от 11 до20.
Группировать числа по заданному или по самостоятельно установленному правилу; сравнивать разные приёмы вычислений. Р/т с.23

  1.  
Образование чисел второго десятка .
Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; обозначать двузначные числа  двумя цифрами, различать десятки, единицы в записи двузначных чисел, называть двузначные числа; сравнивать двузначные числа. Р/т с.24

  1.  
Чтение и запись чисел второго десятка.
Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; различать десятки, единицы   в записи дрвузначных чисел, сравнивать двузначные числа: на порядок называния при счёте; на положение в числовом ряду ; на количество знаков в записи чисел.

  1.  
Дециметр
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Р/т с.25

  1.  
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Выполнять вычисления вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10, основываясь на знаниях по нумерации; сравнивать разные способы вычислений; использовать математическую терминологию. Р/т с.26

  1.  
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Р/т с.27

  1.  
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Р/т с.28

  1.  
Проверочная работа №5 по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация».


  1.  
Анализ результатов. Подготовка к решению задач в два действия.
Моделировать и решать задачи; сравнивать разные способы вычислений; использовать математическую терминологию. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Р/т с.29

  1.  
Подготовка к решению задач в два действия.
Р/т с.30

  1.  
Решение задач в два действия на сложение.
Составлять план решения задачи в два действия.
Решать задачи в два действия.

Р/т с.31

  1.  
Решение задач в два действия на вычитание.
Р/т с.32
Числа
от
1
до
20.
Сложе-ние
и
вычита-ние.
(18ч.)

  1.  
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток . Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.33

  1.  
Сложение вида
 + 2,
 + 3.
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение вида
 + 2,
 + 3 с переходом через десяток в пределах 20.
Р/т с.34

  1.  
Сложение вида
 + 4.
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение вида
 + 4 с переходом через десяток в пределах 20.
Р/т с.35

  1.  
Сложение вида
 + 5.
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение вида
 + 5 с переходом через десяток в пределах 20.
Р/т с.36

  1.  
Сложение вида
 + 6.
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение вида
 + 6 с переходом через десяток в пределах 20.
Р/т с.37

  1.  
Сложение вида
 + 7.
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение
 + 7 с переходом через десяток в пределах 20.
Р/т с.38

  1.  
Сложение вида
 + 8,
 + 9.
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение вида
 + 8,
 + 9 с переходом через десяток в пределах 20.
Р/т с.39

  1.  
Таблица сложения. Моделировать приём выполнения действия сложение. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.40

  1.  
Таблица сложения. Решение задач и выражений. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; решать задачи в два действия.

  1.  
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

  1.  
Приём вычитания числа по частям .
Моделировать приём выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.41

  1.  
Вычитание вида 11 - .
 
Р/т с.42

  1.  
Вычитание вида 12 - .
 
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.43

  1.  
Вычитание вида 13 - .
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.44

  1.  
Вычитание вида 14 - .
 
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.45

  1.  
Вычитание вида 15 - .
 
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.46

  1.  
Вычитание вида 16 - .
 
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Р/т с.47

  1.  
Вычитание вида 17 - ,
 18 -.
Наблюдать закономерность числовой последовательности.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Р/т с.48
Ито-
говое
пов-
то-
рение
(6ч.)

  1.  
Табличное сложение и вычитание чисел.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.


  1.  
Контрольная работа № 3 по теме «Табличное сложение и вычитание чисел».

  1.  
Анализ результатов. Табличное сложение и вычитание.

  1.  
Решение задач.

  1.  
Сложение и вычитание в пределах первого десятка.

  1.  
Геометрические фигуры. Измерение длины.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ

№ п/п
Разделы
Количество часов
Изучение нового и закрепление
Повторение
Контрольные работы
1
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.
8
6
2
-
2
Числа от 1 до 10. число 0. Нумерация.
28
27
1
-
3
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
60
51
7
2
4
Числа от 1 до 20. Нумерация.
12
11
1
-
5
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
18
17
1
-
6
Итоговое повторение.
6
-
5
1

Итого:
132
112
17
3



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
        
Учебно-методические комплекты по математике для 1 класса
(программы, учебники, рабочие тетради, тесты).
Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение2009.
Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика» 1 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Поурочные разработки по математике. Книга для учителя. М.: ВАКО, 2009
Волкова С.И, Математика Устные упражнения. 1 класс. Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2010.
Волкова С.И, Математика. Проверочные работы . 1 класс. Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 2009.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике .1 класс, М.: Экзамен, 2011. По новому образовательному стандарту (второго поколения).
Рудницкая В.Н.  Контрольные работы по математике. 1 класс, М.: Экзамен, 2010.
Сотникова Т.Н.  Контрольно-измерительные материалы. Математика 1 класс. Учебно – методическое пособие. М.: ВАКО, 2010
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова  И.Т., Щербинина С.В. Тетрадь с заданиями для развития  творческого мышления. В 2 частях, Киров.



К

К








К








К

Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике для 1 класс)
Д


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные источники
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
П
Д

Д
Д
Д

Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта от 1 до 10;
Наглядные пособия для изучения для изучения состава чисел.
Демонстрационные приспособления и инструменты для измерения
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин.
Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационые объекты (изображения, аудио- и видео-  записи), отражающие основные темы курса математики.
Д


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Предметы, предназначенные для счёта: от 1 до 10, от 1 до 20
Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
К

К



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии в 1 классе составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г.) и учебным планом Муниципального общеобразовательного учреждения Вавожская средняя общеобразовательная школа. Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. «Технология. Рабочие программы. 1-4 классы».
  Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности, которая постепенно формируется уже в первом классе.Содержание  основных разделов -  «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» -  позволяет  рассматривать деятельность человека с разных сторон.  В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены  технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом.  В    каждой теме реализован  принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта с отражением в доступной форме.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает: знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки; первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия); осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему, связанную с прикладным творчеством родного народа.
Программа  «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и  обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.  Практико-ориентированная направленность содержания   позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся
МЕСТО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан  на  33 ч - 33 учебные недели.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю России и ее народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение простейших способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Количество часов за год — 33. Количество часов в неделю — 1.
Количество часов в I четверти — 9
Количество часов в I I четверти — 7
Количество часов в Ш четверти - 9
Количество часов в I V четверти - 8














Список литературы для учителя:

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.
2. Программа «Технология 1-4».  Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. М.: Просвещение, 2011.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: Поурочные разработки: 1 класс. М.: Просвещение, 2011.
4. Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс.

Список литературы для учащихся:
1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.





























Раздел,
кол-во часов, сроки

№ урока

Название (тема) урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание
Давайте познакомимся (3 часа)

  1.  
Как работать с учебником
Я и мои друзья

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков).
Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить её в знаково-символическую систему (рисунок-пиктограмму)



  1.  
Материалы и инструменты
Организация рабочего места

Находить и различать инструменты и материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.




  1.  
Что такое технология

Объяснять значение слова технология, осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности.

Человек и земля (21 час)

  1.  
Природный материал 

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы – их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу  из природных материалов: собирать листья, высушивать под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.
Выполнять работу с опорой на слайдовый план. Соотносить план с собственными действиями
Изделие: «Аппликация из листьев».


  1.  
Пластилин

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя. Корректировать изготовление изделия. Оценивать изготовляемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна»



  1.  
Понятие: композиция.

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Сравнивать свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для изготовления изделия. Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию из природных материалов. Составлять план работы над изделием с помощью рубрики «Вопросы юного технолога». Осмысливать значение бережного отношения к природе.
Изделие: «Мудрая сова».


  1.  
Растения

Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека.
Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян.
Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и др.). Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия.
Изделие: «Получение и сушка семян»



  1.  
Проект «Осенний урожай»

Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ним свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия.
Изделие: «Овощи из пластилина».


  1.  
Бумага

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную аппликацию.
Составление симметричного орнамента из геометрических фигур


  1.  
Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги»
Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.



  1.  
Насекомые

Использовать различные виды материалов при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.) Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина.
Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовлении изделия по слайдовому плану.  Оценивать качество изготовления работы, используя рубрику «Вопросы юного технолога».
Изделие: «Пчёлы и соты».


  1.  
Дикие животные
Проект «Дикие животные»
Осваивать приёмы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе рубрики «Вопросы юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнёра при изготовлении изделия; проводить оценку и самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение. Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно составлять композицию. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.
Изделие: «Коллаж»


  1.  
Домашние животные

Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий.
Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия. Определять и использовать приёмы  работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия.
Изделие: «Котёнок»


  1.  
Новый год
Проект «Украшаем класс к новому году»

Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план с помощью рубрики «Вопросы юного технолога», распределять роли, оценивать свою работу. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
Выбирать необходимые инструменты, материалы и приёмы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов.
Оформлять класс.
Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно».


  1.  
Такие разные дома

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы). Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.
Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебник слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе слайдового плана
Изделие: «Домик из веток».


  1.  
Свет в доме

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина.
Изделие: торшер.


  1.  
Посуда
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества  изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их изготовления



  1.  
Проект «Чайный сервиз»

Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий.
Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивать правила поведения за столом.
Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница».


  1.  
Мебель

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приёмы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу.
Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры, основываясь на своём опыте.
Изделие: «Стул».


  1.  
Одежда, ткань, нитки

Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий. Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы. Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки.
Планировать и осуществлять работу на основе  представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и её назначение.
Изделие «Кукла из ниток».


  1.  
Учимся шить

Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий.
Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой»,


  1.  
Учимся шить
Сравнивать различные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а также способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.
«Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой», 22«Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями»,


  1.  
Учимся шить
Осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделия. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
«Медвежонок».


  1.  
Передвижение по земле

Осваивать приёмы работы с конструктором: знакомиться с видами деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять приёмы работы с конструктором – завинчивание и отвинчивание гайки – при сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединения деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового приспособления – тачки.
Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов.
Изготовление из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка»
Человек и вода (3 часа)
25
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений.

Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для жизни на Земле, использовании воды человеком (способ добывания питьевой воды из-под земли, значение воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Проращивать семена. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты. Определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.  В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
Практическая работа: «Проращивание семян»

26
Питьевая вода

Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи шаблона развёртки и природного материала ( палочек). Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия. Сравнивать способы и приёмы изготовления  изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформления.
Изделие: «Колодец»

27
Передвижение по воде
Проект «Речной флот»

Анализировать  процесс сборки реального объекта (плота), конструировать  макет плота с использованием технологии реальной сборки. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой – оригами.
Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его изготовления. Исследовать различные материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия.
Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваивать приёмы техники оригами. Сравнивать модели одного изделия, изготовленные из разных материалов (в т. Ч. Из природных и бросовых).
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план.
Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Человек и воздух (3 часа)
28
Использование ветра

Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратов. Сопоставлять данную информацию со знаниями, полученными при изучении других предметов, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.
Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Чертить диагональ по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приёмы работы с бумагой. Выполнять оформление изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Вертушка».

29
Полёты птиц .

Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага». Приготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасной работы инструментами, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага».
Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе.
Изделие: «Попугай».

30
Полёты человека

Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать  технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности.
Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами.
Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем  выше скорость падения парашюта).
Изделия: «Самолёт», «Парашют».
Человек и информация (3 часа)
31
Способы общения

Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать  простые выводы и обосновывать их.
Осваивать способы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы).
Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы. Определять приём работы с пластилином при изготовлении изделия.
Определять необходимые для изготовления изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.

Изделия: «Письмо на глиняной табличке», «Зашифрованное письмо».

32
Важные телефонные номера. Правила движения 

Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково-символической форме. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение.
Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника и собственный опыт. Рисовать простой план местности, размечать на нём дорожные знаки, определять маршрут.
Практическая работа: «Важные телефонные номера».

33
Компьютер

Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила использования компьютера.
Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мир,е и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,

демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).


2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

• применять приёмы  безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать  чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.



3. Конструирование и моделирование

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

• соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.


4.  Практика работы на компьютере

Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию,выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.


• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Число
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Примерная программа  по технологии (труду)

Программа «Технология 1-4»  Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова.

Учебники.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 1 класс.

Рабочие тетради.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1класс
              
Методические пособия 
Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс.
«Технологические карты»

Предметный журнал
Д

Д



К



К



Д


Д
В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.),   задания на самообслуживание,  культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают   ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения.

Рабочие тетради состоят из заданий по темам  и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и  тестовые задания, отдельные  правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации.

Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации.
Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования).
Печатные пособия
2.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения
1. Организация рабочего места.
2. Обработка бумаги и картона (1).

3. Обработка бумаги и картона (2)
4. Обработка ткани.
5. Обработка природного материала и пластика. Проекты.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала




Д






Д










Д











Д
















Д










Д/П


"Технология. Организация рабочего места". В комплект входят 6 демонстрационных таблиц, 6 раздаточных таблиц и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. На таблицах представлено рабочее место ученика, подготовленное к работе с наиболее часто используемыми на уроках технологии в начальной школе материалами: пластилином, бумагой и картоном, природными материалами, текстилем, набором деталей «Конструктор», пластиком и пенопластом.

"Технология. Обработка бумаги и картона (1)". В комплект входят 8 демонстрационных таблиц, 1 раздаточная таблица и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку.
На таблицах представлены основные способы и приемы разметки бумаги и картона, которые включены в примерную программу по технологии Федерального государственного стандарта общего образования




"Технология. Обработка бумаги и картона (2)". В комплект входят 8 демонстрационных таблиц, 2 раздаточные табли­цы и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку.
На таблицах представлены основные способы и приемы обработки бумаги и картона, которые включены в примерную программу по технологии Федерального государственного стандарта общего образования. Таблицы сочетаются с любыми авторскими учебни­ками и с другими средствами обучения.




"Технология. Обработка ткани". В комплект входят 12 демонстрационных таблиц и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку.
На таблицах представлены основные способы и приемы обработки ткани, которые включены в примерную программу по технологии Федерального государственного стандарта общего образования. Таблицы сочетаются с любыми авторскими учебниками и другими средствами обучения.
Таблицы целесообразно использовать в комплексе с другими средствами обучения.
Для использования на уроках в начальных классах общеобразовательной школы, для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, а также работников органов народного образования.





"Технология. Обработка природного материала и пластика. Проекты". В комплект входят 6 демонстрационных таблиц и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку. На таблицах представлены: основные способы и приемы обработки природного материала и пластика, включенные в примерную программу по технологии ФГОС; этапы разработки, выполнения и защиты технологического и информационного проектов; анализ образца изделия. Таблицы целесообразно использовать в комплексе с другими средствами обучения.



Информационно-коммуникативные средства

3.
Мультимедийные  инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:
Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс (Диск CD-ROM),
авторы С.А. Володина, О. А. Петрова,
 М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева.
Д/П

Соответствует содержанию учебника.
В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными  комментариями учителей – методистов.
Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.

Экранно-звуковые пособия
4.


Видеофильмы  DVD
 «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками»,
 «Театр кукол своими руками», «Оригами» и др.

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса
Слайд – комплект с методическим пособием
 «Плодовые культуры и цветы сада» - 20 сл.
«Огород и поле» - 20сл.

Д

Д

Д


Д

В пособиях представлены видеозаписи и слайдовые иллюстрации к вводным текстам , закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными  комментариями учителей – методистов.
Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.
Технические средства обучения
5.
Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели
Компьютер с программным обеспечением
Телевизор
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая со штативом
Принтер лазерный ч/б
Д
Д/Ф
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Для фронтальной работы используется кабинет информатики №2



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
6.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.
Действующие модели механизмов
Объемные модели геометрических фигур.
К

Ф/П

Д
Ф

Оборудование класса
7.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска.
К
1
Д
Д
Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами




















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п
Наименование раздела (темы)
Количество часов
Изучение нового и закрепление
проекты
1
Давайте познакомимся
3 ч
3

2
Человек и земля
21 ч
17
4
3
«Человек и вода»
3 часа
2
1
4
«Человек и воздух»
3 часа
3

5
Человек и информация 
3часа.
3


Итого
33 ч
28
5