вторник, 27 марта 2012 г.

Хлеб - всему голова

Работу выполнила ученица 4 класса Туева Валерия
                                       Руководитель: Карпова О.М.


ВВЕДЕНИЕ.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
«Хлеб - всему голова! Хлеб - наше богатство!» - так часто говорит моя бабушка. Почему же хлеб считается богатством? Как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или, может быть, от того, что он нам сейчас достаётся легко – не очень? Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом… Становится больно, когда видишь, как много выбрасывается недоеденных кусочков хлеба. Тем более , что речь-то идёт о первейшем продукте русского человека… А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливости, плохого к себе отношения. В качестве нашего хлеба – качество нашей жизни.
Обсуждая данную проблему в классе, мы предположили, что такое отношение к хлебу большинства ребят связано с тем, что они не знают, сколько труда потрачено и сколько людей разных профессий задействовано в приготовлении хлеба. Мы решили исследовать хлеб, исследовать отношение людей к хлебу.


Проблема исследования: Нам стало очень интересно, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Цель работы: выяснить, почему хлеб является ценностью в жизни человека.
Задачи:
• познакомиться с историей возникновения хлеба;
• узнать, чем полезен хлеб для здоровья человека;
• как хлеб попадает на наши столы;
• как люди в разное время относились к хлебу;
• выявить отношение ребят нашего класса к хлебу;
• показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
• выяснить, почему черствеет хлеб.
• Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будем бережнее относиться к нему. Объект исследования: хлеб Предмет исследования: отношение людей к хлебу. Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.
Мы изучили различную информацию в книгах и Интернет, и вот что узнали.
ГЛАВА 1. ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КАРАВАЯ.


1.1.Когда и где родился хлеб.
Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. А первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб.
Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и добавлять воду. Так появились первая мука и первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.
Большой скачок в приготовлении хлеба произошёл, когда человек научился добывать огонь. Он стал поджаривать зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Получившаяся каша была вкусней, чем раньше. Это и было вторым открытием хлеба.
Примерно пять тысяч лет назад человек научился выращивать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из кислого теста. Так на смену твёрдокаменным лепёшкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах – горшках, которые назывались «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб».
1.2. Хлеб на Руси.
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, «Боярский» хлеб. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.
Пекари пользовались почетом и уважением. Если простых людей на Руси называли именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий.
Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.
1.3. Польза хлеба.
Почему же люди едят хлеб каждый день, и он никогда им не надоедает? Оказывается потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Человек может жить долго на хлебе и воде! Ученые подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 400 граммов хлеба, а при тяжелой работе – 800 граммов. Хлеб дает человеку почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности.
Ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный, так как в нем больше витаминов и железа. Хлеб хорошо сочетается с основными видами продуктов, длительное время не теряет вкусовых качеств. Однако употреблять его надо в меру.
В настоящее время в России выпускается более 1000 наименований хлебобулочных изделий.
Сегодня появились лечебные виды хлеба:
- бессолевые;
- с пониженной кислотностью.
А также хлебобулочные изделия богатые витаминами, минеральными веществами, с добавлением йода, железа, кальция.
1.4. Хлебные традиции.
У каждой страны есть свои традиции, связанные с хлебом!
В России такие традиции особенно популярны. Издавна гостей встречали самым дорогим - «хлебом-солью», что было символом благополучия и гостеприимства. Хлеб - святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Праздники Хлеба - очень популярное явление. Россия не исключение. Ежегодно в Москве проходит «Праздник Хлеба», в котором принимают участие предприятия со всей России. Когда празднуют Масленицу, пекут блины, на Пасху – куличи.
В Санкт-Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу.
1.5. Путь хлеба к нашему столу.
А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.
Изучая информацию в Интернет, мы нашли мультфильм «Хлеб», который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше. А вот, чтобы узнать, как выращивают хлеб в наше время, мы обратились к маме Васюкова Дмитрия – Надежде Михайловне. Она работала в колхозе агрономом . Вот что мы от нее узнали:
Хлеб бывает пшеничный, ржаной и пшенично-ржаной. Его получают из пшеницы и ржи. И рожь и пшеница бывают яровые и озимые. Яровые сорта высевают весной, а осенью собирают урожай, а озимые - высевают осенью, а собирают чуть раньше яровых. Озимые сорта дают более высокий урожай.
Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Делается это для того, чтобы взрыхлить землю, освободить ее от сорняков.
Еще землю боронят, чтобы не было комочков.
Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки колхозники насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.
Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они прозимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Ранней весной по мерзлой почве на поля вертолетом распылят минеральные удобрения, чтобы лучше родило поле. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Ну, вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. Комбайны - это такие машины, которые косят растение, молотят зерно, а еще и солому укладывают в копны. Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов.
Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола. В каждую булку хлеба вложен труд людей более 120 профессий. - агрономов, трактористов, комбайнеров, мукомолов, кондитеров, пекарей и многих других.


ГЛАВА 2. МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ
2.1. Отношение людей к хлебу.
Как же люди относились к хлебу? Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки.
Со своими одноклассниками мы побывали в гостях у ветерана педагогического труда, ветерана трудового фронта Яшновой Полины Дмитриевны. Она рассказала нам, как люди в войну относились к хлебу, что такое хлебные карточки. Чтобы получить по ним хлеб, люди стояли в очереди целыми ночами и давали всего 200 граммов. Это было мало, голодали. К хлебу относились очень бережно. Хлеб был только ржаной. Часто он был сырой, с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды.
Моя бабушка тоже помнит те страшные голодные годы. Она мне рассказала, что на фронт во время войны призывали и колхозников. В деревнях остались женщины, старики, дети. Вот они и выращивали хлеб. …..
Во время блокады Ленинграда не было никакой еды. И только кусочек хлеба спасал людей от голодной смерти. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г в сутки. Взрослые отдавали свою часть хлеба детям. Люди умирали от голода. Хлеб спасал их в трудное время.
2.2. Результаты анкетирования.
Зная отношение людей к хлебу в трудное время их жизни, мы задумались, а почему в настоящее время многие перестали ценить хлеб? И так ли это?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы провели исследование на основе составленной анкеты ( Приложение 1)
В опросе приняли участие 20 обучающихся 1- 5 класса нашей школы вместе со своими семьями.
Как показывают результаты проведённого исследования (Приложение 2 ) на основе составленной анкеты, хлеб присутствует в рационе 18 учеников, только двое едят хлеб редко. 15 человек любят хлеб любой, не зависимо от сорта муки, 3 человека едят только пшеничный хлеб.19 человек знают, что нужно бережно относиться к хлебу и один ученик (мы очень удивились) не имеет понятия о бережном отношении к хлебу. Большинство (18 человек) из опрошенных, не доедают хлеб во время еды. Несвежий черствый хлеб скармливают домашнему скоту ( 15 человек), сушат сухари (4 человека), и к сожалению есть те, кто выбрасывает хлеб (1 человек)
Итак, мы пришли к следующим выводам:
1. Все учащиеся и их родители любят хлеб.
2. Употребляют его несколько раз в день.
4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.
5. Большинство опрошенных признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.
Мы подсчитали, сколько хлеба остается в нашей школьной столовой во время завтрака и обеда.
Получились такие результаты:
Лучше всех хлеб едят ученики 10 и 11 классов. Самые плохие результаты у 1 ,3,5 и 6 класса. Они не доедают ежедневно 6-7 кусочков хлеба. За неделю 1,3 класс выбрасывают в отходы 47 кусочков хлеба. 5 класс- 54 куска, 6 класс- 27.Это очень много. Получается, что в день выбрасывается примерно 860 г хлеба, а за месяц – 25кг 740 г. Следовательно, учащиеся нашей школы очень небрежно относятся к хлебу, к труду тех, кто этот хлеб для нас создает. Очень обидно.
2.3. Почему хлеб черствеет?
Однажды, глядя на кусочек черствого и плесневелого хлеба, я задумалась:
Отчего же все-таки хлеб черствеет и почему на нем образуется плесень? А можно ли употреблять такой хлеб с небольшим количеством плесени в пищу и что тогда с нами будет в этом случае? Мое любопытство оказалось настолько огромным, что я решила разобраться и найти ответы на свои вопросы самостоятельно, не привлекая взрослых.
Итак, почему же все-таки черствеет хлеб?
Первое, с чего я начала свои исследования, это подошла с вопросами к своей учительнице, которая попросила принести на следующий урок мешочек с мукой. И на уроке мы проделали такой опыт: Хлопчатобумажный мешочек с мукой мы промывали до тех пор, пока весь крахмал не ушел. В мешочке остался клейкий, тягучий комочек. Нам пояснили, что это клейковина.
У клейковины есть один признак, по которому ее нетрудно узнать: полежав часа два-три, она делается твердой и ломкой, как стекло.
Вот почему хлеб черствеет. Клейковина, которая в нем находится, становится хрупкой и твердой.При хранении хлеба в обычных температурных условиях (15—25 °С) примерно через 10—12 ч появляются признаки очерствения, которые усиливаются в процессе дальнейшего длительного хранения хлеба. При определении степени свежести или черствости хлеба нужно исходит из свойств хлеба:
- физических свойств мякиша: мягкий, легко сжимаемый, не крошащийся мякиш свежего хлеба в процессе хранения становится более твердым, менее сжимающимся и более крошащимся;
- физических свойств корки: гладкая, твердая и хрупкая корка свежего хлеба при хранении становится мягкой, эластичной и иногда морщинистой;
- аромата и вкуса: сильно выраженный приятный аромат и вкус свежего хлеба при хранении постепенно утрачивается. При более длительном хранении хлеб приобретает несвойственный свежему хлебу специфический запах и вкус черствого (лежалого) хлеба.
Подавляющее большинство людей рассуждает так: поскольку черствый хлеб легко крошится, то это значит, что он потерял влагу, а чтобы влага не терялась слишком быстро, хлеб нужно держать в закрытой посуде (или в модном ныне полиэтиленовом мешочке), лучше — в холодильнике. Но очерствение хлеба — более сложный процесс, это не только простое высыхание. Естественно, что никакой полиэтиленовый мешочек не может остановить данный процесс. Чтобы проверить свои предположения, я сделала следующее: положила хлеб в мешочек и завязала. Через некоторое время, мешочек изнутри, начал запотевать.
Следующее, что я сделала, это положила хлеб в холодильник. Но и хранение на холоде так же не спасло хлеб от зачерствения. И я вновь задаюсь вопросом: а почему?
И тут мне на помощь пришла учительница. Оказывается, при низкой температуре растворимость веществ, содержащихся в муке и отвечающих за свежесть хлеба, еще более уменьшается.
Как же добиться того, чтобы хлеб хотя бы несколько дней оставался мягким, ароматным, с хрустящей поджаристой корочкой?
Решение теперь напрашивается само собой: хлеб надо хранить не на холоде, а в тепле! Точнее, при температуре 60-65° С, подобранной на основании специальных экспериментов, проделанных мной и учительницей. Оказывается (хотя это и звучит парадоксально), что при такой температуре хлеб не черствеет несколько дней, так как его составляющая структура остается неизменной. Влага же за это время не успевает заметно испариться. Кстати, я решила проверить это в домашних условиях, и пока мамы с папой не было, положила «освежать» черствый хлеб в микроволновую печь. И это сработало!
Таким образом, проведя свои нехитрые исследования, я разобралась и нашла ответы на свои вопросы:
1.Хлеб черствеет тогда, когда клейковина делается твердой и ломкой
2.Правильно хранить хлеб нужно вовсе не мешочке, и не в холодильнике, а в тепле в специальных металлических, плотно закрывающихся хлебных контейнерах, но можно использовать также закрытую эмалированную кастрюлю (конечно, хорошо вымытую и высушенную), пластмассовую посуду. Контейнер или кастрюлю, в которых хранится хлеб, не реже одного раза в неделю надо мыть горячей водой и хорошо просушивать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
Хлеб - продукт удивительный. Он содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. Половину всех необходимых питательных веществ человек получает с хлебом!
Чтобы обратить внимание людей на проблему бережного отношения к хлебу, предлагаем:
- проводить мероприятия о значении хлеба для здоровья человека;
- участвовать в конкурсах сочинений, рисунков, связанных с профессиями людей, изготавливающими хлеб;
- выступать с докладами на научных конференциях;
- выпустить газету о бережном отношении к хлебу.
О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Отношение к хлебу должно быть святым и трепетным, то, как человек относится к хлебу – один из показателей его внутренней культуры.


ЛИТЕРАТУРА


1. http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб
2. http://bayun.ru/dia/Otkuda_hleb_prishel.html Баюн
3. http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб
4. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства
5. http://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.
6. http://mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»
7. http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб . История
8. http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны
9. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
10. http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
11. http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб
12. http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе
13. http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
14. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов
15. Безруких М., Филиппова Т. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» / М.: Изд-во «Олма Медия групп», 2008. – 72 с.
16. Езушина Е.В. Азбука правильного питания / Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2008. – 171 с.
17. Журнал «Читаем, учимся, играем»: Изд-во «Либерия-библиопринт» №3, 2009. – 14-16 с., №7, 2005. – 45 с., №1, 2008. – 20 с.
18. Мария Лемнис. В ставропольской кухне / Изд-во «Интерпресс».
19. Хлеб всему голова. Журнал «Воспитание школьников» №9, 2004. – 7-8 с.
20. Эвенштейн З.М. Популярная диетология / М.: Изд-во «Экономика», 1990. – 316 с.












2 комментария:

  1. Разместила ссылки на Ваши исследовательские работы на школьном сайте http://bryzgalovo.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=43:2012-03-27-12-11-32&Itemid=40&layout=default

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо что вы есть Ольга))))

    ОтветитьУдалить