пятница, 30 марта 2012 г.

урок ОРКиСЭ добро и зло


Урок «Добро и зло»
Цели и задачи:
введение детей в проблему добра и зла;
воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния;
формирование умений согласовывать свои действия с коллективом;
создание мотивации для дальнейшей работы по данной теме.



1.Оргмомент.
На экране заранее выведены слова из поэмы В.В. Маяковского «Что такое хорошо…»

Действительно ребята, а что такое хорошо и что такое плохо?




Цель:  Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: что есть Добро, а что Зло и  как это влияет на окружающий нас мир и общество.
Но поведать нам, что такое Добро и Зло пришло волшебное дерево Посмотрите на него? Как оно выглядит?
Как вы думаете, почему оно стало таким?
Когда-то это дерево было всё в цвету, радовало окружающих своей неописуемой красотой, дарило прохладу путнику в жаркий полдень, и защищало в проливной ливень.
Но не зря это дерево волшебное, оно очень чутко реагирует на изменения в мире и обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и думают только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях, а помогать старым людям и защищать маленьких становится стыдно и зазорно. Когда человек относится к человеку как волк, и мир начинает жить по нечеловеческим законам.
Тогда это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся сухими и безжизненными и вот-вот оно тяжело вздохнёт и рухнет наземь.
Как же нам помочь дереву ?
Правильно, надо делать больше добрых дел и поступков, и не совершать злых.
Подберите слова –ассоциации к словам добро зло ( записывают  на ИД)
. Какого же человека можно назвать добрым?
Дети. Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?
Выберите сюжеты, на которых изображены плохие поступки. Как вы считаете, хорошо ли совершать такие поступки? Давайте мы их выбросим в корзину и никогда не будем поступать так, как эти герои (перетаскивают в корзину)
-А почему вы эти рисунки оставили? Какие хорошие дела вы здесь увидели?

Поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным
людям.

Посовещайтесь в группах и дайте определение понятиям «добро» и «зло»
Обратимся за помощью к учёным людям.
(переход на диск «Основы светской этики» Урок 5-6 Главные моральные понятия).
Чтение уч-ся слайдов


Веками люди накапливали опыт добрых дел, отражая это в народной мудрости.  Составьте из частей   пословицы. Объясните, как вы их понимаете. (перетаскивают части пословиц, объединяя в одну)
·                     “Не одежда красит человека, а его добрые дела”,
·                     “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.
·                     На свете не без добрых людей
·                     Добро помни, а зло забывай.
·                     Добрые вести прибавляют чести.


Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.
А где очень часто встречается борьба добра и зла? Конечно, в сказках.
Герои сказок собрались в гости. Кто из них пойдет в гости к Василисе , а кто к Кощею Бессмертному? Помогите им. ( распределяют героев в две группы способом перетаскивания картинки)


В сказках всегда побеждает добро. А в настоящей жизни всегда так бывает?

2)Работа в группах.
Прочитайте притчу. Предположите, что ответил друг.
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но не сказав об этом ничего, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». 
   Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но друг спас его. Когда он пришёл в себя, то написал на камне: «Сегодня лучший друг спас мне жизнь». Тот который дал пощёчину, а потом спас жизнь спросил: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь пишешь на камне. Почему?» Друг ответил:
(После предположения детей текс стирается инструментом резинка. Появляется данный текст –продолжение притчи)
«Когда кто-либо нас обижает, мы должны это написать на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть этого. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне!»
- Где по-вашему в притче идет речь о добре , а где о зле. Выделим добро –красным цветом, а зло –синим.

Замечательно, вы все правильно поняли, увидели, где вершилось Добро и Зло.
А ведь уметь отличать Зло от Добра – это первый шаг к счастливому обществу и мирному небу над головой.
Проверим, как вы поняли какие моральные понятия главные
 Работа на компьютерах. Тестирование. ( Диск  «Основы светской этики» Урок 5-6 Контроль).


: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром»



Рефлексия.
Ребята, а что же  стало с нашим деревом? Посмотрите, оно опять зазеленело. А какими добрыми делами мы можем его поддержать? Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?
Пусть на нашем дереве вырастут плоды ваших добрых дел! ( маркером рисуют красные яблоки, используя инструмент "Матрица")


Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети. Делать добро очень приятно и радостно.
Учитель.  Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.
Ведь делать добро — это здорово
     Домашнее задание :(по выбору)
 Найти и прочитать притчи и сказки о Добре и Зле, придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
       Спросить у родителей об их добром поступке, совершенном в жизни (детстве). Вспомнить свой добрый поступок.
       Подобрать стихотворения и пословицы о Добре и Зле.
       Нарисовать символы Добра и Зла, как представляют себе их дети, объяснить их значение.     
Составить с родителями памятку «Как стать добрым?»


Звучит песня «Дорога добра» http://www.sefon.ru/mp3


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
2.     imc.nov.edu54.ru/DswMedia/pourochnoep...
4.     soft-vl.ru
5.     eco-way.org  Айболит
6.     edu.tomsk.gov.ru баба Яга
7.     skazochki.narod.ru Василиса
8.     eliel.ru Кащей
9.     games-mm.ru Красная шапочка
10.                       r0mich.blogspot.com Золушка
http://www.sefon.ru/mp3- песня «Дорога добра

Комментариев нет:

Отправить комментарий