пятница, 30 марта 2012 г.

урок окружающего мира "С кем дружит ель?"


Тема урока: С кем дружит ель?
Цель урока: сформировать понятие об экологических связях в еловом зимнем лесу.
Планируемые результаты обучения( формирование УУД):
-познавательные: знать особенности жизни животных зимой, отличительные признаки ели и сосны, интересные факты из жизни ели;
-коммуникативные:   уметь  слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в группах, формировнаие речевых навыков
Регулятивные:  целеполагание, прогнозирование
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
Основные понятия: экологические связи, зимние признаки, хвойные деревья, ель, сосна
Межпредметные связи: музыка, окружающий мир, экология.
Ресурсы:  компьютер, интерактивная доска, шишки ели, сосны, конверты с набором карточек для составления пищевых цепей, маски животных












этап урока
формируемые УУД
деятельность учителя
деятельность уч-ся
Мотивационно-целевой
Регулятивные
  -Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- Добрый день, юные мыслители!
Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть.
- Меня зовут Ольга Михайловна.
Нам предстоит очень необычная, но интересная  работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак
(открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной?
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Мы будем работать в группах. По очереди команды хлопните  в ладоши, капитан встанет.
 Пожалуйста 1 группа, 2, 3, 4, 5, 6, Каждая группа будет отвечать по очереди, а командир решать, кто из его группы отвечает.

Приветствуют учителя, вступают в психологический контакт
Ориентировочный этап
Коммуникативные 
-Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения
-умение слушать и вступать в диалог
Я приглашаю Вас в гости к одному из времен года. Отгадайте загадку и узнайте.
       Снег на полях,
        Лед на реках,
        Вьюга гуляет.
        Когда это бывает?       (Зимой.)
Послушайте музыку П.И.Чайковского . - Какое природное явление вам напоминает эта музыка?
-  Звучит музыка
 (метель)
- Метель занесла в класс снежинки. Среди множества снежинок, вам надо оставить снежинки с  зимними явлениями, о остальные убрать в корзину. .
( На снежинках: снегопад, метель, гроза, половодье, роса,  дождь, цветение, листопад, иней.
- Какие еще признаки зимы вы знаете? (редко появляется солнце и практически не греет, солнце находится низко над горизонтом, день короче ночи, низкие температуры воздуха)
- Как же изменилась жизнь растений с наступлением зимы?
( растения находятся в состоянии глубокого покоя; у лиственных растений нет листьев, есть почки  и плоды, у хвойных растений есть листья, почки; некоторые травянистые растения зимуют под снегом в зеленом состоянии, у некоторых осталась зимовать наземная часть, у других – подземная)
- Какие хвойные растения вы знаете?
(ель, сосна, пихта, можжевельник, лиственница, кедр)
- Какие хвойные растения растут в нашем лесу?
(ель, сосна)
- Как вы узнали эти деревья?

отгадывают загадку





слушают музыку






работа на ИД
«лишние» природные явления отправляют в корзину
диалог с учителем



показ на ИД
дети отгадывают дерево, открываем надпись.




Познавательные УУД
практическое освоение познания
Рассмотрим  веточки сосны и ели и сравним их.
Что вы можете сказать о веточке ели? Сосны?
(у ели иголки короткие, растут по одной, у сосны длинные иголки, растут по две)
- Как еще можно отличить ель от сосны?
(по шишкам)
Найдите шишку ели и шишку сосны. Расскажите, как их отличить.
 (у ели шишка длинная и светло – коричневая, у сосны маленькая и темно-коричневая)

сравнивают веточки сосны и ели




сравнивают шишки ели и сосны
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков
- А жизнь животных изменилась с приходом зимы?
- Выберите животных, которых можно встретить зимой (муравей, лягушка, медведь, еж, белка, лиса, заяц, синица, ворона, королек,  волк, клест, дятел, уж, бабочка)
- Почему этих животных мы можем встретить зимой?
(они могут найти себе корм)
- Как проводят зиму те животные, которые не могут найти себе корм?
(птицы улетели в теплые края, другие животные впадают в спячку)
- Итак, мы с вами выявили, что изменения в неживой природе привели к изменениям в живой природе.

ответы на вопросы

работа на ИД
закрывают картинки животных , которых не встретить зимой.
Поисково-исследовательский этап
Познавательные
формулирование познавательной цели
регулятивные
-постановка и формулирование проблемы
- Оказались мы в лесу.
  Что случилось? Не пойму.
  Белка, дятел, заяц, мышь
  На поляне собрались.
  Королек и клест, в сторонке,
  Что-то ищут на пригорке.
- Что им делать,
   Как им жить,
  Кто-то ели все срубил!
- Почему же так важна,
  Ель для этого зверья?
- Что ж, сегодня мы должны
  На вопрос ответ найти,
  Может зря народ лесной,
  Так встревожился зимой?
  С кем и как дружили ели,
  Мы ответить ли сумеем?

слайд ИД

Познавательные УУД.
установление причинно-следственных связей между питанием и местом обитания животных
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме;

регулятивные


- Итак, на какой вопрос мы должны ответить?
(с кем дружит ель)
- Как вы думаете, как эти животные связаны с елью?
- Сейчас мы проверим, верно, ли то, что вы говорите.

Игра: «Угадай, кто я?»

Слайд. ЗАГАДКА. Кто по елкам ловко скачет,
                                 И взлетает на дубы?
                                 Кто  в дупле орешки прячет,
                                 Сушит на зиму грибы?          











ЗАГАДКА. Угадайте, что за шапка:
                    Меха белого охапка.
                    Шапка бегает в бору,
                    У стволов грызет кору.          (заяц)


- ЗАГАДКА. Черный жилет,
                     Красный берет,
                     Нос, как топор,
                    Хвост, как упор.            (дятел)
-









ЗАГАДКА. Клюв, как крест,
                    Шишки ест,
                    Зимой размножается,
                    Как птица называется?         (клест) –












ЗАГАДКА. Маленький рот,
                    Длинный хвост,
                    Серая шубка,
                    Острые зубки.                    (лесная мышь)
- Почему мышь не смогла бы прокормиться без клеста?
(так как клест вытаскивает не все семена ели)


Павел Барто про эту птичку написал вот такое стихотворение
Королёк такая птица, –
Весь в напёрсток уместится,
А зимой на елях он 
Свиристит синицам в тон.







постановка вопроса новой темы




ролевая игра.
дети в масках животных рассказывают, о том, какое значение имеет ель в их жизни.
белка
- Я очень люблю полакомиться семенами ели. Чтобы насытиться, мне нужно за день съесть 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее. 

Мне ель служит укрытием от врагов, так как ее ветки растут низко над землей.

Летом я питаюсь насекомыми, а с наступлением холодов, поедаю семена хвойных растений. За день я могу обработать до 70 шишек. Еловые шишки легко поддаются обработке. Клювом я ударяю по черешку, и, повиснув на шишке, отрываю ее тяжестью своего тела. На моей шишке нет хвостика.





Да, я питаюсь только семенами шишек. Мне помогает в этом мой клюв. Он не такой, как у большинства птиц. Им я ловко перекусываю веточку, на которой держится шишка. Мою шишку можно узнать по хвостику-веточке. Но я достаю не все семена. А еще зимой мы выводим птенцов, поэтому нам очень необходима ель для питания.

- Я – лесная мышь. Зимой питаюсь семенами ели. Подбираю шишку, откусываю кусочек чешуйки, вытаскиваю семя. После моего обеда, шишка ели выглядит, как ножницами подстриженная. Но я не смогла бы прокормиться, если бы не клест.

- Я королек, для меня ели – мой дом родной.

физкультминутка
коммуникативные
Давайте вместе с нашими гостями животными отдохнем, поиграем. Спасибо. Молодцы.

Практический этап
Познавательные УУД.
-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;



Познавательные УУД.
-структурирование знаний;

регулятивные
-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению




















Регулятивные
-формулирование проблемы


познавательные
-выдвижение гипотез и их обоснование.

Ребята, поработаем в группах. Составьте из слов пищевые цепочки: кто чем питается. Как вы думаете, кто будет главным в этой цепочке?
 Ель-белка-сова
Ель- клест- совы
Ель- мышь-лиса
Ель – дятел – филин
ель – мышь – заяц
ель – заяц- лиса
Договоритесь , кто из группы составит цепи питания на доске. Начинаем с группы 1

 - Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Почему встревожился лесной народ?»
- Действительно, если исчезнет ель, нарушаются экологические связи в природе. Могут погибнуть множество животных, жизнь которых связана с елью.
Что мы знаем о ели ? Оказывается, – известно 45 видов ели
    - в нашей стране растет  10 видов ели
   - высота взрослого дерева 30-40 метров (7-этажный дом)
       - толщина ствола достигает до 1 метра
       - хвоя держится на дереве 7-9 лет
- Итак, чем является ель для клестов?
(еда, место гнездования)
- Для дятла?
(еда)
- Для лесной мыши?
(еда)
- Для зайца?
(укрытие от врагов)
- Для белки?
(еда)

- Посмотрите внимательно и скажите, чем же является ель для большинства животных?
(пищей)
- А для чего необходимо живым организмам питаться?
(чтобы не умереть)
- Сделайте вывод, что произойдет, если в лесу не будет ели.

- Скоро наступит один из любимых праздников – Новый год. По обычаю люди идут в лес и вырубают для празднования сотни, тысячи елок. Человек, стремясь украсить свой дом, всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев. К чему это может привести?
(животные лишаться корма, убежища, места для гнездования и т.п.)
- Как же быть, ведь без ели нельзя представить себе этот праздник?
(можно поставить искусственную ель)
- Верно, но есть  еще один выход. Люди выращивают ели в специальных питомниках, специально для того, чтобы радовать людей в праздники.
- А из чего люди  их выращивают ?
В шишечках ели есть семена.
_Ребята, так значит, животные  помогают в распространении ели?

(на каждой парте набор карточек для составления цепей питания)
составляют пищевые цепи





слайд




работа  на ИД








соотносят стрелки с картинками,

















делают вывод
Практический этап
познавательные
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные
-вариант решения проблемы
Коммуникативные
-формирование речевых компетенций
-умение работать в группе

- Многие взрослые и ребята не понимают, что нельзя вырубать елочки. Давайте мы с вами создадим  плакат в защиту елочки.
Плакат – это информационный лист, на нем может быть изображен значок, картинка, и написан призыв, к какому- то действию. Каждая группа создаст свой плакат. Можно использовать готовые шаблоны, но и добавлять свои.
Из группы пословиц выберите ту, которая вам больше всего понравилась, поместите е ее на плакате и приготовьтесь рассказать о вашей работе.
Каждая группа представит свою работу.
Ребята,  а кому бы вы показали свои работы? Где их можно разместить?
Я думаю, что после урока вы это и сделаете.

(работа в группах) составляют, рисуют плакат в защиту ели.

Рефлексивно-оценочный этап
Личностные
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.











регулятивные
-оценивание действий по результату и по способу действия








- А сейчас, мои ребятки,
  Мы должны помочь зверяткам.
  Мы в лесу посадим ель,
  Чтоб был в радость каждый день.
  Наша елка, подрастай,
  И гостей своих встречай.
  Шишек много пожелаем,
  Чтоб от голода зимой
  Не страдал народ лесной!
Стук в дверь. Сюрпризный момент
Ребята, нам пришло письмо. Узнаем, от кого оно?.
Письмо
Дорогие ребята!
Мы  послушали  сегодня ваши рассуждения и обрадовались, что есть у нас  помощники по защите природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без красавицы ёлочки, посылаем  её вам в подарок. Хотя она и не настоящая, но не хуже, а даже лучше. У этой ёлочки не опадут иголочки через несколько дней и не нужно её выбрасывать. А друзья леса вам тоже передают подарок. Это кедровые шишки. С наступающим Новым годом!
А чтобы наша елочка радовала птиц и зверей на празднике, давайте мы  ее украсим шишками. Я думаю, что вы согласитесь, что первыми украсят нашу елочку наши гости –животные. За свою работу они заслуживают отличной оценки. Молодцы.
Выберите в группе товарища, который на ваш взгляд лучше всех работал на уроке. Им мы доверим украсить елочку.
Если вам урок понравился, вы узнали много полезного о ели, повесьте красную шишку, если урок понравился, но вы не все поняли –желтую шишку, а если вам было на уроке скучно и неинтересно – коричневую.
Молодцы! Вы также сегодня получаете отличную оценку. Мне понравилось, как вы сегодня работали.
- Откроем дневники и запишем домашнее задание.
 написать письмо к людям от лица животных














читают письмо








работа ни ИД
украшают елку шишками соответствующего цвета



6. ИТОГ.
Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету!
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?

- Урок окончен.



РЕСУРСЫ
1.      .1307397230_klest-ptitsa-foto
2.      .depositphotos_2741293-Great-fir-cone.- шишка
5.      .http://pedsovet.su/load/241-1-0-13900ко
6.       кем дружит ель" -  900igr.net
7.      0013-022-Zimoj-shubka-stanovitsja-seroj-a-na-ushakh-pojavljajutsja-kistochki
8.      abe9bfdb9857 – корзина



Комментариев нет:

Отправить комментарий