Применение ИКТ в духовно-нравственном воспитании учащихся.
(выступление на республиканской конференции)
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Все это учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения и концентрируется в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом эффективности воспитательной работы с младшими школьниками. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Вследствие этого возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника духовно-нравственным содержанием.C 1 сентября 2011 года наша школа принимает участие в реализации стандартов второго поколения. В ФГОС НОО большое внимание уделяется как духовно-нравственному воспитанию, так и ИКТ - компетентности как инструмента формирования универсальных учебных действий. Решение задачи формирования ИКТ - компетентности должно проходить не только научебных занятиях, но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.
Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Одним, отдельно введенным спецкурсом или внеклассным мероприятием, проблему нравственной воспитанности не разрешить.
Наиболее способствует этому курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Это предмет, где каждый урок реализует задачи духовно-нравственного воспитания учащихся. Сделать учебный процесс более эффективным, познавательным, продуктивным помогают возможности ИКТ. На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации ( в моей коллекции имеются презентации по темам: »Моя Родина – Россия», «Альтруизм и эгоизм», «Особенности морали», «Мораль и культура», «Добродетель и порок», «Свобода и ответственность», «Справедливость», «Дружба»), информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на диске ( «Основы светской этики»). Огромные ресурсы в образовательном процессе дает использование на уроке интерактивной доски.В качестве примера хочется остановиться на уроке «Добро и зло» в рамках курса ОРКиСЭ
Цели и задачи урока: введение детей в проблему добра и зла; воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия; мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния. На уроке рассматриваются такие понятия, как «добро», «зло», «мораль», «поступок». Показаны разные виды работы на интерактивной доске.
Используются программы: Microsoft Office Word Microsoft,Office Power Point,Windows Media, Interwrite Workspace, диск «Основы светской этики».Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски: использование инструментов доски: Выделенный элемент, Штамп, Линия, Перо, функции перетаскивания, письма, рисования, стирания.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации. Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, повышая мотивацию учащихся. При отработке и закреплении навыков использую компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов). Отдельно хочется отметить эффективность использования ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата). При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей учитель ставит перед собой задачи: - формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей. - воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними; - формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными). Этому способствует просмотр на уроках курса ОРКиСЭ видеофильмов, мультфильмов. Так на уроке по теме: «Справедливость» детям было предложено просмотреть фрагмент сказки «Морозко» и постановкой предварительного вопроса: «Чьи поступки вы считаете справедливыми, а чьи несправедливые?» «Почему?» На уроке « Добродетель и порок» предлагаю посмотреть мультфильм «Просто так» с постановкой предварительной задачи: как вы оцениваете поступки героя? Можно ли его назвать добродетелем? Считаю, что данный вид работы является наиболее эффективным, имеют практическую направленность.
Использую ЦОРы для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии( Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия»), словари, справочники. . При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия, что немаловажно в наших условиях удаленности от духовных и культурных центров. Так, работая над проектом «Моя малая Родина», мы с учащимися собрали большой материал по истории села, выпустили буклет, создали презентацию о нашем селе, которые теперь используются на мероприятиях, проводимых в школе и библиотеке. Работая над проектами, мои ребята учились искать необходимую информацию, работать в группах, прислушиваться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения. На итоговом уроке были представлены проекты – презентации :« Береги платье снову, а честь смолоду», «Праздники и традиции моей семьи» , «Моя малая родина - Косая Можга», «Золотое правило морали», «Праздники моей семьи», брошюра «Азбука нравственности», буклет « Моя малая Родина –Брызгалово»
Использую ЦОРы для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии( Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия»), словари, справочники. . При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия, что немаловажно в наших условиях удаленности от духовных и культурных центров. Так, работая над проектом «Моя малая Родина», мы с учащимися собрали большой материал по истории села, выпустили буклет, создали презентацию о нашем селе, которые теперь используются на мероприятиях, проводимых в школе и библиотеке. Работая над проектами, мои ребята учились искать необходимую информацию, работать в группах, прислушиваться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения. На итоговом уроке были представлены проекты – презентации :« Береги платье снову, а честь смолоду», «Праздники и традиции моей семьи» , «Моя малая родина - Косая Можга», «Золотое правило морали», «Праздники моей семьи», брошюра «Азбука нравственности», буклет « Моя малая Родина –Брызгалово»
Считаю, что использование информационных технологий на уроках вообще и ОРКиСЭ в частности носит не только обучающий характер, но воспитывающий. Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, никакая компьютерная технология не заменит живое общение учителя и ребенкаГлавенствующая роль в духовно-нравственном воспитании всегда останется за учителем, ведь он дарит своим ученикам не только знания, но и мудрость познающего. « Урок есть общность Учителя с Учеником. Истинное учительство есть вечное наполнение ученика Светом».
Комментариев нет:
Отправить комментарий