вторник, 24 апреля 2012 г.


Автореферат 
МЕТОД ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
   «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.»
М.Монтень
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
 Впервые в России перестройка образования производится в интересах охраны здоровья воспитанников.  Один из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования – существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании пронизывает  красной  нитью  национальный  проект «Образование», президентскую инициативу «Наша новая школа», яляется составляющей частью Федеральных государственных образовательных стандартов.  
Успешность обучения в школе во многом определяется уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в первый класс. Принимая свой очередной класс, проанализировала состояние здоровья первоклассников. По результатам медицинского осмотра  выявлено, что 83, 3 % первоклассников уже имеют заболевания (ожирение, сколиоз, невроз, кариес молочных зубов, гастрит) и только 16, 6 % учеников поступили в школу здоровыми.
Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Передо мной встала проблема –обратить внимание учащихся на свое здоровье, научиться заботиться о нем, признавать здоровье как ценность жизни и  тем самым  изменить отношение школьников к своему здоровью. И сделать это нужно не нравоучениями и скучными беседами, а  таким образом, чтобы учащиеся сами осознали всю важность сохранения здоровья.
Пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни,  решила применить метод проектов. Считаю, что проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией  здоровьесберегающих  технологий в учебном и воспитательном  процессе.
Поэтому выбор  темы реферата «Метод проекта как средство формирования культуры здорового образа жизни» неслучаен. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка. Осуществление проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов МКОУ Брызгаловская СОШ Вавожского района Карповой Ольги Михайловны по использованию метода проекта в формировании у учащихся культуры здорового образа жизни в течение четырех лет с 2007 по 2011 год.
Новизна опыта заключается:
- в комплексном  применении метода проектов в формировании ЗОЖ учащихся начальной школы; 
- в применении  метода проекта  в разновозрастном коллективе в условиях малокомплектной школы ;
 - в эффективном объединении усилий в учебно-воспитательном процессе всех участников образовательного процесса:  учителей, учеников, родителей
- в социально-практической направленности разработанных проектов и их применении в образовательной и воспитательной  деятельности другими участниками педагогического процесса.

















ГЛАВА 1

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Понятие «метод проекта»

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.[4]
  По определению, «проект» - это совокупность определенных дейс­твий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
    Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
  Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.    
Проект – это буквально “нечто брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. .[10]
Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными созерцателями.                                                                                   
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. [11]
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьника, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего, трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.
В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:
умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;
исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;
информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор,  сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;
технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки,  не позволяющие нарушать технологию деятельности;
коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации, общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы,  представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;
презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации;
рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
 Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру, которая представлена в таблице.
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.Целеполагание
Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы
Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.
2.Планирование
Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.
Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
3.Выбор методов проверки принятых гипотез
Осуждение методов проверки  принятых гипотез, возможных источников информации
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.
Наблюдает. Консультирует. Советует.
4.Выполнение
Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Выполнение проекта.
Работа с информацией. Синтезируют и а анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проекты.
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). Проверяет письменные черновые записи.
5.Защита проекта
Представление результатов проектирования. Оценка результатов.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.
Таким образом, метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. 
Сущность проектного метода обучения в полной мере выражает пословица: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь».





















1.2.Особенности проектной деятельности в начальных классах

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся:  преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Вместе с тем перед руководителем проекта ставятся задачи, связанные с освоением ребенком новых, надпредметных способов деятельности. При этом на данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся в отношении тех или иных действий, касающихся проектного замысла и реализации своего проекта. У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. [9]
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.
Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды:
по типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.
по области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.
по количеству участников: личностные, парные, групповые.
по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.
Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, , театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или деко­ративно-прикладного искусства и т. п.
Ролевые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проект – это сбор и обработка информа­ции по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проб­лемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продол­жительные. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. [8]
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. Особенно эта технология подойдет для использования в работе класса-комплекта, где вместе работают дети не только с разными способностями, но и относящиеся к разным возрастным группам. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. 
Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.    Поэтому в рамках традиционных учебных занятий использую:
- проблемное введение в тему урока;
-   постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
-  совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
-    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
-   выдвижение идеи (мозговой штурм);
-   постановку вопроса (поиск гипотезы);
-   формулировку предположения (гипотезы);
-    обоснованный выбор способа выполнения задания;
-    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
-    поиск дополнительной литературы;
-    подготовку сообщения;
-    самоанализ и самооценку, рефлексию;
-    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Итогом проектной работы может быть выступление на школьной конференции, где ребята представляют свои лучшие проекты. Но очень важно положительно отметить  каждую работу созданную детьми, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.
Такими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. 
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Новизна может заключаться не в продукте, а в новом способе достижения уже известного результата. В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.  При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
       Что дает работа над проектом?
-    дети беседуют с родителями, учителями, знакомыми, родными;
-                     приносят в класс литературу, анализируют статьи;
-                     делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
-                     посещают местные предприятия;
-                     совершают учебные экскурсии по родному краю;
-                     посещают музеи и другие учреждения культуры;
-                     проводят различные анкетирования и т.д.;
-                     занимаются краеведческой работой.
Участвуя в проектной деятельности учащиеся смогут научиться:            
- расширить  кругозор в интересующих их областях знаний;
- находить источник информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектом;
- сотрудничать друг с другом;
- доводить начатое дело до конца.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности

 












ГЛАВА 2

МЕТОД ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников является актуальной на современном этапе,  поэтому мы осознаем,  что уже в младшем школьном  возрасте очень важно сформировать у ребенка установку на здоровый образ жизни. 
Впервые в России перестройка образования производится в интересах охраны здоровья воспитанников.  Один из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования – существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков.     Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.[3]
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. По результатам медицинского осмотра учащихся класса  выявлены следующие заболевания:
- хронические заболевания ЖКТ (гастрит) – 1 человек;
- ожирение- 2 человека;
- кариес молочных зубов – 4 человека;
- сколиоз – 1 чел;
- невроз – 1 человек
Таким образом,  83% учеников поступили  в первый класс со «школьными болезнями», и только 17% здоровых детей. Следовательно, работать нам приходится с детьми ослабленными. Нам, взрослым, кажется, что на первом месте должно стоять качество образования. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Исходя из проблемы, была определена задача:
-        изучение мотивации учащихся  с точки зрения  внимательного и осознанного отношения к своему здоровью;
Детям была предложена анкета (Приложение1), вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге обработки анкеты  получили следующие результаты:
Анкета № 1.
Вопросы
Ответы учащихся
Кол-во ответов учащи-хся
Число %
1
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
1
Нужно заниматься спортом
3
30%
2
Нужно закаляться
3
30%
3
Есть фрукты, овощи
-
-
4
Нужно не болеть
4
40%
5
Быть здоровым
4
40%
2
Что ты знаешь о своем здоровье?
1
Мое здоровье:  отличное
4
40%
2
Не очень хорошее: часто болит голова
3
30%
3
Удовлетворительное
3
30%
3
Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят
1
Ничего не беспокоит
2
20%
2
Постоянно болею
1
10%
3
Простуда
7
70%
4
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
1
Пропусков нет
4
40%
2
Пропуски каждый месяц
6
60%
3
Пропуски каждую неделю
-
-
5
Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
1
Нет
7
70%
2
Да
2
20%
3
Иногда
1
10 %
6
Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
1
С полной отдачей
4
40 %
2
Лишь бы не ругали
4
40 %
3
Без желания
2
20 %
7
Занимаешься ли ты спортом?
1
В школьной секции
4
  40 %
2
Нигде
6
60%
8
Чувствуешь ли усталость после уроков?
1
Очень устаю
4
40%
2
Всегда
2
20 %
3
Иногда
4
40%
4
Не очень устаю
-
-
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
Понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 40 % учащихся считают, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 40 % учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 30 % учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 40  % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 30  % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и 30 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное». 70%  учащихся часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 40 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 40% учащихся ходят в спортивные секции.
Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 20 % учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 10 % - лишь иногда, также  70% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» мы выявили 4 уровня их решения.
Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.
Средний уровень: изменяющиеся в области своего ЗОЖ и самосознания о здоровье и ЗОЖ не строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем.
Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.
Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы анкеты по существу.
В соответствии с выделенными уровнями учащихся класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 20 % учащихся класса, среднему уровню 40 % учащихся, к поверхностному уровню 30 % учащихся, низкому уровню 10 % учащихся.
 Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ .
Анализ результатов исследования дает основания считать, что одной из причин роста заболеваемости учащихся является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность данной проблемы .
Как, каким образом повысить у детей мотивацию к здоровому образу жизни? Для формирования у школьников  представлений о ЗОЖ необходимо  внедрение педагогической  технологии, включающей коррекционно - педагогическую и воспитательно - образовательную работу с детьми и просветительскую деятельность для родителей.
 Возникла идея о возможности использования метода проектов  в формировании культуры здорового образа жизни учащихся.  Метод проектов я использую  в своей практике четвёртый год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса.  Попытки использовать метод проектов  на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
На основе  анализа результатов медосмотра и анкетирования  обозначилась главная проблема  - недостаточно внимательное  и осознанное  отношение  учащихся к своему здоровью. В ходе более детального осмысления этой проблемы мною были выделены несколько  важных задач.
Задача
Путь решения
Предполагаемый результат
-необходимость снижения простудных заболеваний;
-сокращение количества пропущенных уроков по болезни.
проект «Почему болеют мои друзья?»
-сократится количество пропущенных уроков по болезни ;
-снизится процент заболеваемости уч-ся вследствие того, что
уч-ся научатся закаляться, беречь себя от простудных заболеваний
-сформировать  представление о правильном полноценном питании
проект «Витаминная азбука»
проект «О великое чудо природы..»
( о пользе молока )
-узнают, что такое правильное питание;
-будут употреблять в пищу витаминизированные продукты;
-снизится вес уч-ся, страдающих ожирением;
-увеличится кол-во детей, пьющих молоко ;
-осознанное  и избирательное отношение детей к пище ( с точки зрения выбора полезности)
-профилактика кариеса зубов;
- сформировать  негативное отношение к вредным привычкам
проект ««Вредна или полезна жевательная резинка?»

-снизится кол-во учащихся, употребляющих жевательную резинку;

Начиная работу над проектами, была на распутье – как помочь детям самостоятельно обозначить проблему исследования? Но неожиданно выход подсказала ситуация, возникшая в классе. Как - то утром дети пришли в класс, а половины друзей не оказалось в школе. «Что случилось?»- заинтересовались они. Оказалось, что их одноклассники заболели. И тогда возник вопрос « А почему они заболели?» Заинтересовавшись эти вопросом, дети стали выяснять причины, от которых можно заболеть. Выдвигали гипотезы: друзья заболели, потому что пили холодную воду, одевались не по сезону, не закаливались, употребляли в пищу продукты, не богатые витаминами. Затем провели анкетирование « Сезонная заболеваемость моих одноклассников». Выяснили, что большинство детей заболевают осенью и зимой. Вместе с родителями провели небольшое исследование и узнали , как уберечь себя от простудных заболеваний. Для этого познакомились с литературой по данному вопросу, была организована встреча с работником ФАПа. На следующем этапе дети распределились на группы и работали каждый по своим интересам : ботаники – собирали  материал о лекарственных растениях, литераторы – составляли  «Азбуку пословиц о здоровье» , оформители – изготовили информационный лист «Профилактика простудных заболеваний». Итогом работы над проектом « Почему болеют мои друзья?» ((Приложение 2)  стал КВН «Береги здоровье!» ( Приложение 3). Каждая группа выступила  с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации, буклета. В завершении коллективно обсудили  выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Хочется отметить, что результат превзошел свои ожидания. По результатам анализа  пропусков  уроков по болезни, выяснилось, что          количество пропущенных дней по болезни сократилось с 76 уроков за год в первом классе до 20 в третьем. А значит и снизился процент заболеваемости учащихся класса простудными заболеваниями (с семи  заболеваний в первом  классе до трех в третьем)

Тема следующего проекта ««Вредна или полезна жевательная резинка?»
( Приложение 4) возникла также не случайно.  Стала замечать, что дети часто покупают и жуют жевательную резинку. Да и с экранов телевизора в  последнее время на нас обрушиваются рекламы о пользе жвачек. Нам дают жвачку для профилактики заболеваний зубов. Реклама жвачки настойчиво твердит о том, что жевание способно предотвратить развитиеькариеса. В нашем классе на сегодняшний день у ребят есть заболевания желудочно-кишечного тракта, и мы подумали, не может ли это быть причиной употребления жвачек.
Но так ли это? В классе завязался спор: одни считали, что жвачка полезна, другие – вредна, но продолжали ее жевать. И тогда решили проанализировать научную литературу по данной теме; определить, к каким последствиям ведет употребление жвачек, выявить отношение взрослых к употреблению жвачек.
Проанализировав анкеты и изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что необходимо провести пропедевтическую работу по употреблению жвачек среди учащихся. Как вы считаете, нужна ли нам такая работа? Почему? Что вы знаете о жвачках? Когда на начальном этапе провели опрос, большинство детей ответили, что вреда от жвачки нет. Тогда обратились за помощью к литературным источникам, Интернет, медработникам. Найденная информация удивила ребят. Оказалось, что в состав жвачки входят такие вещества, которые могут вызвать серьезные заболевания. В заключении провели классный час на тему «Жевательная резинка: польза или вред?» Итогом работы над проектом стало оформление советов, антиреклама жвачки.
После работы над проектом на вопрос «Как вы думаете, вредит ли употребление жвачек здоровью?» 100% учащихся  ответили «да». Заметно уменьшилось количество детей употреблявших жевательную резинку, почти все ребята осознали вред жевательной резинки. В данное время в школе по моим наблюдениям  ни один ученик не употребляет жвачку. Это очень радует, значит, работа над проектом оказалась значимой.
Правильное питание – это залог хорошего здоровья. Избыток сладостей, мучных изделий ведёт к ожирению, к кариесу зубов. В классе 2 человека страдают ожирением, у  9 человек  обнаружен кариес зубов. Что этому способствует, каковы причины  этих заболеваний? Проблема  существует, и нужно ее как то решать. Вместе с детьми решили узнать, что такое полноценное питание, какие продукты следует употреблять в пищу, чтобы быть здоровым. Оказалось, что овощи и фрукты – это кладовая витаминов. Дети, получающие достаточное количество свежих овощей и фруктов, растут крепкими, мало болеют, а в случае заболевания выздоравливают быстрее. Поэтому нужно употреблять больше овощей и фруктов. В ходе работы над проектом поставили перед собой задачи:
- выяснить, какое питание является полноценным для детского организма;
- осмыслить, что в организме человека витамины не образуются. Они поступают с пищей, а главным образом должны поступать через овощи и фрукты;
-показать целебные свойства овощей и фруктов. Если их не хватает, то появляются различные заболевания;
-убедить всех в том, что зелень, овощи, фрукты, ягоды должны стать привычными на нашем столе.
В ходе работы над проектом «Витаминная азбука» (Приложение 5) учащиеся провели исследование (анкетирование), проанализировав результаты которого, сделали выводы о том, что далеко не все ребята питаются правильно. Ребята находили ответы на вопросы:
-Что такое витамины?
-Какие витамины содержатся в выбранных овощах, фруктах, ягодах, лекарственных растениях?
-Как эти витамины влияют на организм человека?
-Откуда произошло название выбранного овоща или фрукта?
Сочинили стихи, нарисовали красивые рисунки. Подобрали народные пословицы о здоровье:
·                     Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
·                     На всякую болезнь зелье вырастает.
·                     Баня здоровит, разговор веселит.
·                     В здоровом теле - здоровый дух.
·                     Чистота - половина здоровья.
·                     Кто не болел, тот здоровью цены не знает.
Обсудили выполненные работы, выбрали лучшие. Итогом работы над проектом стал праздник «Витаминный калейдоскоп» (Приложение 6) Ребята создали «Витаминную азбуку» и подарили ее детскому саду, подготовили презентацию проекта и показали её учащимся других начальных  классов, Ребята сумели заинтересовать слушателей и привлечь внимание к данной проблеме. Вот какие стихотворения у них получились:

Всем известно в этом мире,
Что полезны витамины.
Яблоки, сливы, дыня, арбуз
Пользу несут и прекрасны на вкус!

Если хочешь быть здоров,
Кушай свёклу и морковь.
Ешь капусту и салат-
Пользы будет во сто крат.

Гречневая каша – матушка наша.
А хлеб ржаной – отец родной.
Эта рыбка не простая, эта рыбка золотая.
Посудите сами, люди, что лежит у вас на блюде -
Кальций, магний, бром и йод.
Каждый человек поймёт:
Глазки будут зоркими,
Зубки будут твёрдыми,
Станем мы красивыми,
Умными и сильными.

Не надо кушать часто
Чипсы, шоколадки,
Тебе полезней то,
Что выросло на грядке.

Леденец, конечно, сладкий,
Но поешь его – беда.
Могут разболеться зубы,
В нём лишь сахар и вода.

Много сахара в конфете,
Их не ешьте много, дети.
Лучше выпейте пока
Стакан парного молока!

Перед вами молоко,
Очень вкусное оно.
Дети все прекрасно знают –
Утром мама кашу сварит,
Настроенье у детей
Сразу станет веселей!

Любят дети молоко-
Всё даётся им легко:
Прыгать, бегать, песни петь,
Читать, писать и не болеть!

Ешьте, дети, творожок-
Будете здоровы.
А спасибо за него
Скажете коровам.

Всем полезен очень сыр,
Жаль, что в нём так много дыр.
Сыр всем зубки укрепляет
И расти нам помогает.

Ешьте овощи и фрукты,
Пейте соки, кисели.
Будете всегда здоровы
И учитесь от души!

Проблеме правильного питания был разработан и реализован проект
 « О великое чудо природы, белоснежный источник добра» ( о пользе молока)  ( Приложение 7). Тему для проекта подсказал случай в столовой. Очень часто на завтрак детям дают молоко, но большинство детей  отказывались его пить. Решив, что беседа о пользе молока  не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения о пользе молока. Наши исследования переросли в большой проект. Дети наблюдали  и подсчитывали, какое количество молока выпивают учащиеся, что из молочных продуктов больше всего любят. Провели опыты и узнали,  каков состав молока, почему оно полезно. Результатом проекта было проведение праздника молока (Приложение 8), оформление буклета, презентации  о пользе молока и молочных продуктов. Очень радует, что работа принесла ощутимый результат: увеличилось число детей, употребляющих в пищу молочные продукты. На районном конкурсе исследовательских работ этот  проект отмечен как один из лучших.
Результатом работы над данными  проектами стало осознанное отношение детей к пище,  осведомлённость о пользе каждого продукта, витаминах и их влиянии на здоровье, рост детского организма, а также сведения о вреде любимых всеми детьми продуктов в привлекательных упаковках. Самое главное, на наш взгляд,  что эти знания прочно укрепятся в сознании детей на долгие годы,  так как инициатива в реализации проектов исходила от учеников,    процесс работы принес огромное количество положительных эмоций.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что действительно метод проектов способствует воспитанию  потребности соблюдать правила здоровьесбережения и реализовать  здоровьесберегающую программу.
Для выявления изменения представлений детей о ЗОЖ в начале и конце реализации проекта, их видение собственного ЗОЖ, включая и стремление к ЗОЖ еще раз предложила  им анкету «Я и мое здоровье» (Приложение1).
Результаты обработки ответов учащихся на вопросы анкеты  можно отразить в таблице.
Вопросы анкеты
Ответы учащихся
Кол-во ответов учащихся
Число проце-нтов
1
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
1
Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
10
100%
2
Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым.
10
100%
2
Что ты знаешь о свое здоровье?
1
Мое здоровье отличное.
6
60%
2
Удовлетворительное.
4
40%
3
Не очень хорошее.
-
-
3
Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят?
1
Ничего не беспокоит.
7
70%
2
Болит голова.
-
-
3
Другие болезни.
3
30%
4
Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни?
1
Пропуски каждую неделю.
-
-
2
Пропуски каждый месяц.
3
30%
3
Пропусков нет.
7
70%
5
Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
1
Да.
10
100%
2
Нет.
--
--
3
Иногда.


6
Занимаешься ли ты на уроке физкультуры?
1
С полной отдачей.
9
90%
2
Без желания.
1
10%
3
Не занимаюсь.
-
-
7
Занимаешься ли спортом?

2
Различные виды спорта.
9
90%
3
Не занимаюсь.
1
10%
8
Чувствуешь ли усталость после уроков?
1
Всегда.
-
-
2
Иногда.
3
30%
3
Нет.
7
    70%
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: работа над данными  проектами принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в классе практически все учащиеся (90 %) стали заниматься  на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 70 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают максимальные   усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 70 % учащихся не беспокоят часто болезни, 70 % учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.
Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая динамику представлений учащихся о ЗОЖ и изменении их собственного образа жизни, учащихся можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 30 % учащихся класса среднему уровню – 50 %, поверхностному – 20 %, нет детей с низким уровнем ЗОЖ.
Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья,  предложила детям анкету  «Расти здоровым» (Приложение 9).
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получилась следующая таблица.
Вопросы анкеты
Ответы учащихся
Кол-во ответов учащи-хся
Число проце-нтов
1
На свежем воздухе я…
1
Занимаюсь спортом, гуляю.
1
10%
2
Играю, бегаю.
7
70%
3
отдыхаю
1
10%
2
В школе я…
1
Учусь.
8
80%
2
познаю мир
1
10%
3
Пишу, читаю, играю, бегаю.
2
20%
3
Аппетит у меня…
1
Хороший.
6
60%
2
Не очень хороший (удовлетворительный)
3
30%
3
Плохой.
1
10%
4
Иногда я чувствую себя…
1
не важно
1
10%
2
Плохо.
4
40%
3
Больным.
1
10%
5
Утром я просыпаюсь…
1
С хорошим настроением.
4
40%
2
В 7 часов.
2
20%
3
с трудом
1
10%
6
Телевизор я смотрю…
1
иногда
5
50%
2
Часто.
1
10%
3
когда хочется
1
10%
7
В баню  я…
1
Не люблю ходить.
2
20%
2
Хожу часто.
7
70%
3
Хожу иногда.
1
10%
8
Обливаться холодной водой я…
1
Люблю.
6
60%
2
Не люблю.
1
10%
3
Боюсь.
3
30%
9
Простуда меня…
1
Боится.
7
70%
2
Иногда посещает.
2
20%
3
Часто посещает.
1
10%
10
Свои руки я…
1
Часто мою.
7
70%
2
Содержу в чистоте.
3
30%
11
Зубы свои я…
1
Чищу 2 раза в день
7
70%
2
Лечу вовремя, берегу.
3
30%
12
Заниматься спортом я…
1
Люблю.
9
90%
2
Не люблю (очень устаю).
1
10%
Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ: оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 20 % учащихся класса.
Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 70 % учащихся.
Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 10 % учащихся класса.
Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования и  распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: работа над проектами  в целом  способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.
Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.
Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствуют о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.
Важно отметить  наиболее важные   результаты от проектной работы  по формированию здорового образа жизни:
-посещение  всеми  учащимися  спортивных секций.
-сохранение здоровья, повышение учебной мотивации, снижение тревожности.
-сокращение количества пропущенных уроков по болезни.
-отсутствие вредных привычек у учащихся.
-сплочение детского  и  детско-взрослого коллектива.
-в 2009- 2010 учебном году учащиеся класса заняли 1 место в школьном конкурсе «Самый здоровый класс».
В дальнейшем хочу  продолжить работу в данном направлении и следующим этапом в моих планах  будет  создание   здоровьесберегающей программы  – “Хочешь быть здоровым – будь им”, главной целью, которой будет  создание здоровьесберегающей среды, как основы для воспитания здорового образа жизни. Программа должна решить следующие  задачи:
-формирование  навыков здорового образа жизни через проектную деятельность, классные часы, родительские собрания, КТД;
-обеспечение медицинской и психолого-педагогической поддержкой;
-создание оптимальных условий для занятий спортом всех учащихся класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Работа методом проектов по данному направлению способствовала:
- развитию у детей представления о здоровом человеке, его ЗОЖ как ценности;
- формирование потребности вести ЗОЖ;
- повышению уровня здоровья детей;
-развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- систематическому контролю за состоянием здоровья и развития учащихся;
- созданию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и самоконтролируемой активности в создании своего здоровья; 
 - созданию и накоплению в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни; 
 -профилактике вредных привычек;
- возможности организации эффективной воспитательной работы в условиях разновозрастного класса;
Таким образом, проекты помогли комплексно решить поставленные в учебно-воспитательной деятельности задачи. В ходе реализации проектов наиболее значимыми результатами являются:
- заболеваемость учащихся простудными заболеваниями снизилась с семи  случаев в 2009- 2010 уч.г до трех случаев в 2010-2011 уч.г. ( по результатам  медицинских справок);
- из 10 учащихся восемь человек имеют основную физкультурную  группу, два  ученика подготовительную, тогда как в первом классе было три учащихся с подготовительной группой);
-учащийся класса, страдающий ожирением,  отказался от вредных продуктов, не употребляет мучные изделия, соблюдает диету, увеличил физическую нагрузку и  уже похудел на четыре килограмма, чему несказанно рад не только сам, но и родители. Все это делается при непосредственном участие и поддержке родителей;
- учащиеся ведут дневники по контролю за питанием в школьной столовой.  Класс неоднократно занимал лидирующее место в  соревновании «Чистая тарелка» По отзывам поваров школьной столовой ученики моего класса питаются полноценно, съедая все предлагаемые блюда. Значит, они не только имеют представление о правильном питании, но и придерживаются этих правил.
- по анализу пропусков уроков в разрезе школы класс занимает первое место  в разрезе показателей по  количеству пропущенных уроков по болезни;
- в школьном соревновании «Самый здоровый класс» два года (2009-2010уч.г, 2010-2011уч.г.)класс находится в тройке лучших;
- возросли результаты в спортивных соревнованиях;
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся проекты, выполняемые учащимися. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка. 
Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями:
- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации, поэтому учителю приходится самому отбирать нужный материал, давать его в упрощенном виде;
- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудности не идут в сравнении  с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что в федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ, решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.Так что выход есть! Он непрост, но эффективен, полезен  и интересен, как для учителя, так и для учеников.
Умение пользоваться методом проектов– показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.


ЛИТЕРАТУРА


1.     Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990.
2.     Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
3.     Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 1990.
4.     Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
5.     Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. – М., 1971.
6.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
7.     Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
8.     Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.   
9.     Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа.- 2002г.-№ 12.-с. 35—39.
10.           Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — С. 41-45.
11.           Проектная деятельность в учебном процессе. Составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
12.           Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.
13.           Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара:  Издательство Учебная литература, 2005
14.           Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373Федеральный Закон РФ «Об образовании»
15.           http//doob-054.narod.ru/project.html
16.           http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования

















Комментариев нет:

Отправить комментарий