воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Самоанализ работы


  Есть такая притча. Пришел один голодный человек к берегу реки. Видит: сидят два рыбака. Попросил он  его накормить. Первый рыбак отдал ему весь улов, а второй – свою удочку. А вы как поступили бы в такой ситуации? Я выбираю второй путь! Так как с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их/

Учителем начальных классов работаю с 1988 года. Мой педагогический стаж 23 года
Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями Решение  задач, которые ставят новые ФГОС, вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Основными направлениями моей работы являются
-оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов
-организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий;
-использование ИКТ на уроках и во внеурочное время.
Создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали стабильные  показатели качества обучения: успешность обучения составляет 100% , нет неуспевающих.
В 2009-2010 учебном году мой  ученик Богданов Андрей занял 1 место в районной олимпиаде по русскому языку.  
Ежегодно мои ученики являются участниками всероссийских интеллект – игр «Кенгуру», «Русский Медвежонок», «ЧиП» и показывают хорошие результаты.
Умение увлечь детей, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь, поэтому вот уже несколько лет я работаю над темой  «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. » Осуществление проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В перечень параметров нового качества образования внесена новая строка  - способность проектировать.
Первой  моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов. Прошла курсы в ИПКиПРО Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Решила попробовать сама на практике. А вдруг получится? А вдруг смогу заинтересовать ребят?
Но для этого нужно было в первую очередь познакомить родителей с методом проектов, т.к. они мои первые помощники, и в проектной работе без них просто не обойтись, особенно в начальной школе. Провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей . Сначала мы выполняли коллективные проекты: «Что такое снег ?» «Без примет ходу нет», «Мое удивительное знакомство с репчатым луком», «Жевательная резинка: польза или вред?», «Что такое снег ?» а в 3 классе попробовали делать индивидуальные ««Что такое имя»,», «Почему болеют мои друзья? », » История куклы», « Мои четвероногие друзья» , « Семейные традиции»
Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, декоративно – прикладного искусства, природные явления, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, Но все равно они  - исследователи, первооткрыватели!
 Наиболее яркими и интересными стали следующие проекты
Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы. Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.
Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат географическую карту. Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?»,  который и перерос в проект «Свойства магнитов». Эта работа помогла экспериментально выяснить какими свойствами обладают магниты, где и как они используются, были предложены свои направления использования магнитов, путём изготовления игрушек.
Тему для другого проекта подсказал случай в столовой. Очень часто на завтрак детям дают молоко, но большинство детей  отказывались его пить.. Решив, что беседа о пользе молока  не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения о пользе молока.. Наши исследования переросли в большой проект «О великое чудо природы». Дети наблюдали  и подсчитывали, сколько молока выпивают учащиеся, что из молочных продуктов больше всего любят . Провели опыты и узнали  каков состав молока, почему оно полезно. Результатом проекта было оформление буклета  о пользе молока и молочных продуктов. На районном конкурсе исследовательских работ проект отмечен как один из лучших.  Следующая тема возникла после того, как дети увидели, что многие ученики класса пропускают занятия. Почему ты не ходил в школу? Многие ответили: «Болел»  Тогда детям стало интересно , а почему болеют их друзья? Этот вопрос и стал очередным проектом.
Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, Пожалуйста!
Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю  работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Об этом говорят результаты работы
Так, с 2007 года ежегодно участвую в районном конкурсе  «Первые шаги в исследовательской деятельности», и все 4 года мои ученики являются призерами этого конкурса.
В 2010-2011 уч.г ученики моего класса приняли участие в республиканской интернет –конференции «Первые пробы»
Но участие в конкурсах  я  не считаю главным достижением, главное, что дети  научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация, а значит и качество знаний.
Четвертый год являюсь руководителем творческой группы «Проектно-исследовательская деятельность» Подготовила выступления на разные темы: «Метод проектов – способ познавательной деятельности учащихся» на районном  конкурсе методических разработок, «Использование ИКТ в проектной деятельности в начальной школе» 2009 г выступление на межрайонном семинаре в с.Сюмси, «Применение ИКТ в духовно-нравственном воспитании учащихся.» на республиканской   ИКТ конференции в 2011 г
Провела открытый урок в рамках районного семинара «Перспективы развития ИКТ», внеклассное мероприятие « Автопортрет класса» на котором присутствовали учителя района.
Пришла к осмыслению о необходимости интеграции проектной деятельности с ИКТ – технологией. И последние два года успешно работаю над этим направлением
Цель: повышение компетенции в области проектно-исследовательской деятельности с использованием информационных ресурсов в условиях реализации ФГОС.
За это время  учащиеся класса выполнили  следующие проекты. Итогом работы над проектом уже становятся презентации, выпуск буклетов, брошюр. В данное время учащиеся класса работают над проектом « От зернышка до каравая»
Хочется отметить, что метод проектов, помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей.. Выбор  темы реферата «Метод проекта как средство формирования культуры здорового образа жизни» неслучаен т.к. проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка.
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение.. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.
С развитием информационных технологий использую информацию сети Интернет. Постоянно пользуюсь опытом коллег, размещённым на сайтах: Сеть творческих учителей, www.openclasse.ru,, www.metod-kopilka.ru и др.  
Участвую в работе интернет –портала «Про школу», имею свой блог, на котором  можно познакомиться с моими работами. Публикую свои уроки, методические разработки на сайте «Завуч.инфо». Являюсь активным участником республиканских интернет –конференций.
Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса при переходе на обучение по новым ФГОС.
 Годы работы с детьми приносят радость творчества, удовлетворение достигнутых детьми результатов. Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети – мои путеводные звездочки. Я с огромным чувством радости стремлюсь зажечь их даже на самом маленьком небосклоне, а они  мне отдают свои маленькие лучики любви и радости. Ради этого надо жить и продолжать любимую работу.

                                               В системе этой я давно
Без школы, в общем, не могу
Люблю в ней только лишь одно
Уроки, дети, в общем все.
Люблю весну, люблю цветы,
Люблю читать  и сочинять
Люблю с детишками творить
А в общем нравится мне жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий