воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Урок математики "Длина отрезка сантиметр" 1 класс


Ход урока
1.Мотивационно-целевой этап.
Звучит отрывок песни “Ужасно интересно” из м/ф “38 попугаев”.
- Ребята, из какого мультфильма эта  песенка?
- Как вы понимаете  “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”?
( всегда интересно узнавать что-то новое)


2. Актуализация знаний
Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моему атрибуту кто я по профессии? (Швея, портной)
- Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента)

- Кто такой портной?  (Портной – это человек, который шьет одежду)
- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую. Мне нужно сшить  пояса для  платья куклы.  Сравните их. (Красный пояс длиннее, чем голубой,  а голубой короче, чем красный)
- Каким способом по длине сравнивали? (на глаз)
- Поработайте в парах.  Возьмите на партах ленточки . Сравните их.  Договоритесь с соседом  как будете сравнивать, кто будет отвечать.  (зеленая полоска короче, чем синяя)
- Каким способом сравнивали?  (наложением)
 - - Как же можно измерять предметы? (на глаз, наложением)
3. Ориентировочный этап
Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте  попробуем! Согласны?
 -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Как будем работать? (дружно, старательно)
- На партах найдите полоски:
1 парта – белую;
2 парта – оранжевую;
3 парта – розовую.
- Вместе с соседом  измерьте длину учебника. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине учебника. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать.
- Какую цель поставите перед собой? Как будете измерять? (измерять точно)
-Откуда начнете измерение? (от края)
-Какую длину получила 1 пара? 2 пара? 3 пара?
олучилась разная длина.
-Ребята, что же это такое? Разве у нас учебники разные? (нет)
- Почему же так получилось? (разные мерки)
Ребята, с такой же проблемой столкнулись  герои  мультфильма. Давайте посмотрим
(просмотр отрывка  из мультфильма  «38 попугаев»)
- Почему длина удава получилась разной? (измеряли разными мерками)
- Какой вывод сделаете?  (разная длина - разная мерка)
- Люди  давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой. Оказывается, еще в древности для измерения длины  люди использовали такие мерки, которые всегда были при себе.
Одна из самых распространенных единиц длины в старину -  ЛОКОТЬ. (Слайд)
Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. При помощи локтя они измеряли длину ткани или нити.
-Другой распространенной мерой длины была ПЯДЬ. (Слайд)
Пядь — расстояние от конца большого пальца до конца указательного. (Учитель показывает меру длины).
Сейчас этими мерами длины не пользуются. Почему от этих мерок люди отказались?
(Неточные, разные у каждого)
 -Что нужно для того, чтобы измерения получились одинаковые? ( мерки должны быть одинаковыми)
-Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? ( надо договориться и выбрать одинаковую мерку)
Ребята, кто знает какими мерками измеряют длину ?
В чем измеряется длина дороги? ( километрами)
В магазине мама покупает ткань. Как продавец будет мерить? (метрами)

Вам нужно отмерить полоску бумаги. Чем будете пользоваться. ( сантиметром)
- Вы провели замечательное исследование. Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый  - Молодец. Справился сам.
Желтый – “ Мне было трудно”.
4. Физкультминутка

5.Поисково-исследовательский этап
- - Какую учебную цель вы перед собой поставите? (научиться измерять отрезки, узнать, что такое сантиметр)
Рассмотрите чертежи на странице 66 учебника.
– Что изображено? (Отрезки.) Докажите.
– Какой отрезок самый длинный? Какой короче других?
– Есть ли одинаковые по длине отрезки? Как вы это узнали?
– Можно ли по-другому узнать длину этих отрезков? Как?
- Мы в начале урока выяснили, что у портного и у меня есть сантиметровая лента.
- Для чего она нужна? ( отмерять или измерять ткань)
- А вы, помощники, чем можете измерять? (линейками)
– Возьмите ваши линейки. Рассмотрите их внимательно. Что увидели?
- Что на ней изображено? (черточки и цифры)
- Что можете рассказать о расстоянии между цифрами? (оно одинаковое)
Давайте обратимся за помощью к компьютеру.
( интерактивный файл)
Определите длину отрезков (задание в учебнике)
Сколько сантиметров укладывается в красном отрезке?
- Рассмотрите  следующий рисунок в учебнике 
Чему равна длина зеленого отрезка?

- Сейчас вы не просто ученики, а настоящие ученые-исследователи. Поработайте в группах. Составьте правила измерения длин отрезка с помощью линейки
-Закончите фразы
1.Взять….(линейку)
2. Совместить один конец отрезка с цифрой …(0) на линейке
3. Другой конец покажет на число – это и есть ……. (длина) отрезка

Покажите, как правильно измерить отрезок. ( на ид )

- Вы провели замечательное исследование. Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый  - Молодец. Справился сам
Желтый – Мне было трудно”.
6.Практический этап

 - Знаем мы теперь, как измерить длину предмета?
-Давайте проверим.
- Попробуем сами измерить с помощью линейки длину изображенных  предметов в задании
Ученики 1 парты определяет длину отвертки, 2 парты – длину болта
- Проверьте себя по слайду. Если правильно измерили, то хлопайте в ладоши.
- На парте в файле у каждого лежит свой предмет, который нужно измерить. Работу выполняйте самостоятельно. Кто все сделает, сядьте правильно. Проверим по слайду.
- Молодцы!
Я думаю, что мы уже сможем помочь героям мультфильма. Измерим длину удава.


Работа в парах (по двум уровням сложности)                                                                                                    - У кого на парте лежит желтый кружок – измерить длину удава, записать ее в окошечке (рисунок удава – прямая линия).                                                    
             - У кого на парте лежит   голубой  кружок – измерить длину удава, записать ее в окошечке и начертить отрезок такой же длины (рисунок удава – прямая линия).                                                                                                                                         - Ребята, скажите, какой длины ваш удав? (10 см)  
-Почему у вас длина получилась одинаковая?
(использовали одну мерку – сантиметр)                                                                  
В жизни длина удава бывает до 400 см. Посмотрите на слайд.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Возьмите лист самооценки. На  волшебной  линеечке  обозначь то место, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания на уроке. Покажите.
- А теперь продолжите фразы:
-Сегодня я узнал…
-Теперь я могу…
- Я попробую…
- Спасибо за урок!

Комментариев нет:

Отправить комментарий