пятница, 9 ноября 2012 г.

Урок окружающего мира "Кто такие птицы?" 1 класс


Ход урока.
1. Мотивационно-целевой этап
Приветствие.
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера!
- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!
- Посмотрите, у нас на уроке много гостей, пожелайте  им доброго утра. Садитесь.
- Возьмите смайлики  и покажите  ваше настроение в начале урока.


II.   Актуализация знаний
- Ребята,  Муравьишка Вопросик приглашает нас совершить путешествие в лес. Отправляемся? ( слайд 2-4)
- Посмотрите, какие деревья вы видите? (Береза, дуб)
Покажите эти деревья.
- Как назвать эти деревья, одним словом? (Лиственные)
-  Почему они так называются? ( У них на веточках листочки)
Мы идем дальше.
- Какие деревья вы видите? (сосна, ель). Покажите  данные деревья.
- Как назвать, одним словом? (Хвойные)
- Почему они так называются? ( Вместо листочков хвоинки)
- Если мы будем идти тихо и будем внимательными, то увидим много интересного.
- Кого мы увидели? (Кузнечик, шмель)
- Как назвать, одним словом? (Насекомые)
- Какой главный признак насекомых? (6 ножек)
- Мы подошли к речке.
- Кого можно здесь увидеть? (Щука, карась, ерш)
- Как назвать, одним словом? (Рыбы)
- Какие признаки рыб вы знаете? (Чешуя, жабры)
- Мы идем дальше по лесу.
III. Ориентировочный этап.
- Муравьишка Вопросик увидел в лесу вот таких животных. Каких животных вы знаете? (Это бабочка, белка-летяга, летучая мышь, дятел)
- Что общего у всех этих животных? (Они летают)
Значит,  все они птицы. Вы со мной согласны?
-Нет, бабочка не птица.
- Вот и  Муравьишка Вопросик задумался: «Можно ли назвать их птицами?»
- Ребята, давайте поможем Муравьишке Вопросику ответить на вопрос
Как звучит главный вопрос урока? (слайд 6)
Составим план нашего исследования. Что нам поможет найти ответ на вопрос?
Порассуждайте с помощью символов.( книга, учитель и т.д. – вывешиваю картины -опоры
IV.  Поисково-исследовательский этап
1.Работа по учебнику с.24
- Рассмотрите рисунок. Какую птицу вы узнали? (это голубь)
- Рассмотрите тело птицы и назовите ее части.  Работаем в парах. Один читает подписи, другой находит части тела и показывает .
- Проверим, как вы запомнили все части тела птицы
 Проверка по ИД «Узнай части тела птицы»(Слайд 7)
- У вас на столе лежат пазлы. Соберите и назовите кто у вас получился?(1группа- дятел, 2 группа -ласточка) Что интересного вы знаете об этих птицах?
 - Дятлы – это санитары леса. (Слайд 8)
Эту птицу часто называют «лесными докторами». Они поедают злейших врагов деревьев. Благодаря своим цепким лапкам, и упругим перьям и хвосту, дятел  сидит на стволе дерева. А его  сильный клюв-долото с  липким языком без труда достает из щелей коры дерева жуков-короедов, муравьев, разных личинок. Зимой дятлы питаются семенами из шишек.
Послушайте, как поёт.
Ласточки живут по обрывистым берегам рек. Часто можно наблюдать, как они стремительно проносятся над водой, охотясь за насекомыми
Послушайте, как поёт.
- Как можно назвать их одним словом? (птицы)
- Ребята, рассмотрите, подумайте и скажите, что есть только у птиц, но нет у других животных. (Перья) (По необходимости учитель направляет ответ учащихся)

  V.   Практический этап
У. Ребята, внимательно посмотрите на пёрышки
Учитель показывает разные перья.
У. Они одинаковые? Чем различаются?
Д. Размером, цветом.
У. Потрогайте перышко, какое оно?
Д. Одно перо мягкое, пушистое; другое – упругое, жёсткое.
У. Давайте проведём опыт. Возьмите маленькое пёрышко двумя пальчиками – вот так, поднимите руку вверх и опустите пёрышко.
Что вы заметили? Как оно летит?
Д. Перо медленно летит.
У. Почему?
Д. Мы не знаем.
У. Тогда я открою вам научную тайну. Положите пёрышко на парту, спрячьте ручки за спинку, чтобы спинка отдохнула и внимательно посмотрите, что я буду делать. Отрежу кончик пера ножницами. Давайте рассмотрим перо внутри. Я попробую просунуть внутрь тоненькую палочку. Получилось? А почему?
Д. Внутри перо пустое.
У. Вот поэтому перо лёгкое и не падает быстро, а медленно опускается. Мягкое маленькое пёрышко хорошо рассмотрите. Как вы думаете для чего птице такие мягкие перья?
Д. Это птичий пух. Эти перья защищают птицу от холода.
У. Правильно ребята, пух у птицы очень тёплый, теплее меха. А где мы в жизни используем пух птицы? (носим пуховики, они согревают от мороза, делают подушки, перины)
Опыт№2
А теперь, возьмите в руки большие перья, поднимите руку с пером вверх, я должна убедиться, что все готовы. Теперь аккуратно опустите их в стаканчик с водой. Что заметили?
Д. Вода скатилась, перо  не намокло.


Д.А у нас перо намокло.
У.Ребята, почему так произошло: одни перья намокли, а другие нет?
Д. Перья разных птиц.
У. Как вы думаете, какой птице принадлежит сухое  перо?
Д.Эта птица может плавать , ей не страшна вода.
У. Каких водоплавающих птиц вы знаете?
Д.Гусь, утка, лебедь
  У. Какую роль играют перья в жизни птиц? Зачем они им нужны?
Д. Перо защищает птицу от воды.
Д. Перо защищает от холода.
У. Правильно, молодцы
 
  VI.    Физкультминутка.
- Ребята, а теперь мы отдохнем. Под музыку «танец маленьких утят»
  
- Муравьишка Вопросик задумался, являются ли птицами эти животные: курица, страус, пингвин. (Слайд 9) И летать не могут , и петь не могут.
Учащиеся 1 парты получают рисунок курицы и текст: «Курица – домашнее животное. Тело курицы покрыто перьями. Курица плохо летает».
Учащиеся 2 парты получают рисунок страуса и текст: «Страус выше человека. Тело страуса покрыто перьями. Страус быстро бегает».
Учащиеся 3 парты получают рисунок пингвина и текст: «Пингвины живут на берегу холодных морей. Тело покрыто перьями. Пингвины хорошо ныряют и плавают».
- Ребята, рассмотрите рисунок, прочитайте текст и подумайте, являются ли птицами эти животные. Подчеркните то предложение, которое помогло вам понять это.
Проверяем работу групп. Докажите, что эти животные птицы.
-Курица – это птица, потому что тело покрыто перьями.
-Страус – это птица, потому что тело покрыто перьями.
-Пингвин – это птица, потому что тело покрыто перьями.
Ваши одноклассник приготовили рассказы об этих птицах. Послушайте внимательно.
СТРАУС - самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!
Это – ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН . Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно.
-В нашей местности тоже много птиц. Особенно тяжело бывает птицам в зимние морозы. А как мы можем им помочь?
-Мы можем сделать кормушки и кормить зимой птиц.
-Я надеюсь, что вы будете  хорошими друзьями птиц и не оставите их в беде.
II1.Рефлексивно –оценочный этап.
- Проверим, как вы знаете птиц. Садимся за компьютеры парами.
Выполним задание: соедините картинку птицы с ее названием.
-Ребята, назовите птиц нашей местности.
-дятел, воробей, филин
-Каких птиц вы еще знаете?  
Ребята, вспомните главный вопрос урока
-Кто такие птицы?
-Так, каких животных можно назвать птицами?
-Животных, тело которых покрыто перьями.
– Как мы находили ответы на свои вопросы?
-проделывали опыты и узнали , что перо защищает птицу от холода и воды
-из учебника   узнали строение тела птицы
-советовались с другом, читали информацию  и доказали, что курица, страус и пингвин птицы
- компьютер помог проверить наши знания
Муравьишка Вопросик очень рад, что вы помогли ему разобраться в таком трудном вопросе. 
            -Оцените свою работу на уроке. (слайд 11)
Если вы считаете, что вы сможете отличить птиц от других животных – посадите на дерево птичку желтого цвета.
Если затрудняетесь определить птиц – синего цвета.
Спасибо за урок. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий