Тема урока: С кем дружит ель?
Цель урока: сформировать понятие об экологических связях в еловом зимнем лесу.
Планируемые результаты обучения( формирование УУД):
-познавательные: знать особенности жизни животных зимой, отличительные признаки ели и сосны, интересные факты из жизни ели;
-коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в группах, формировнаие речевых навыков
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
Основные понятия: экологические связи, зимние признаки, хвойные деревья, ель, сосна
Межпредметные связи: музыка, окружающий мир, экология.
Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, шишки ели, сосны, конверты с набором карточек для составления пищевых цепей, маски животных
этап урока | формируемые УУД | деятельность учителя | деятельность уч-ся |
Мотивационно-целевой | Регулятивные -Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | - Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. - Меня зовут Ольга Михайловна. Нам предстоит очень необычная, но интересная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Мы будем работать в группах. По очереди команды хлопните в ладоши, капитан встанет. Пожалуйста 1 группа, 2, 3, 4, 5, 6, Каждая группа будет отвечать по очереди, а командир решать, кто из его группы отвечает. | Приветствуют учителя, вступают в психологический контакт |
Ориентировочный этап | Коммуникативные -Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения -умение слушать и вступать в диалог | Я приглашаю Вас в гости к одному из времен года. Отгадайте загадку и узнайте. Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.) Послушайте музыку П.И.Чайковского . - Какое природное явление вам напоминает эта музыка? - Звучит музыка (метель) - Метель занесла в класс снежинки. Среди множества снежинок, вам надо оставить снежинки с зимними явлениями, о остальные убрать в корзину. . ( На снежинках: снегопад, метель, гроза, половодье, роса, дождь, цветение, листопад, иней. - Какие еще признаки зимы вы знаете? (редко появляется солнце и практически не греет, солнце находится низко над горизонтом, день короче ночи, низкие температуры воздуха) - Как же изменилась жизнь растений с наступлением зимы? ( растения находятся в состоянии глубокого покоя; у лиственных растений нет листьев, есть почки и плоды, у хвойных растений есть листья, почки; некоторые травянистые растения зимуют под снегом в зеленом состоянии, у некоторых осталась зимовать наземная часть, у других – подземная) - Какие хвойные растения вы знаете? (ель, сосна, пихта, можжевельник, лиственница, кедр) - Какие хвойные растения растут в нашем лесу? (ель, сосна) - Как вы узнали эти деревья? | отгадывают загадку слушают музыку работа на ИД «лишние» природные явления отправляют в корзину диалог с учителем показ на ИД дети отгадывают дерево, открываем надпись. |
Познавательные УУД практическое освоение познания | Рассмотрим веточки сосны и ели и сравним их. Что вы можете сказать о веточке ели? Сосны? (у ели иголки короткие, растут по одной, у сосны длинные иголки, растут по две) - Как еще можно отличить ель от сосны? (по шишкам) Найдите шишку ели и шишку сосны. Расскажите, как их отличить. (у ели шишка длинная и светло – коричневая, у сосны маленькая и темно-коричневая) | сравнивают веточки сосны и ели сравнивают шишки ели и сосны | |
Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков | - А жизнь животных изменилась с приходом зимы? - Выберите животных, которых можно встретить зимой (муравей, лягушка, медведь, еж, белка, лиса, заяц, синица, ворона, королек, волк, клест, дятел, уж, бабочка) - Почему этих животных мы можем встретить зимой? (они могут найти себе корм) - Как проводят зиму те животные, которые не могут найти себе корм? (птицы улетели в теплые края, другие животные впадают в спячку) - Итак, мы с вами выявили, что изменения в неживой природе привели к изменениям в живой природе. | ответы на вопросы работа на ИД закрывают картинки животных , которых не встретить зимой. | |
Поисково-исследовательский этап | Познавательные формулирование познавательной цели регулятивные -постановка и формулирование проблемы | - Оказались мы в лесу. Что случилось? Не пойму. Белка, дятел, заяц, мышь На поляне собрались. Королек и клест, в сторонке, Что-то ищут на пригорке. - Что им делать, Как им жить, Кто-то ели все срубил! - Почему же так важна, Ель для этого зверья? - Что ж, сегодня мы должны На вопрос ответ найти, Может зря народ лесной, Так встревожился зимой? С кем и как дружили ели, Мы ответить ли сумеем? | слайд ИД |
Познавательные УУД. установление причинно-следственных связей между питанием и местом обитания животных -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные | - Итак, на какой вопрос мы должны ответить? (с кем дружит ель) - Как вы думаете, как эти животные связаны с елью? - Сейчас мы проверим, верно, ли то, что вы говорите. Игра: «Угадай, кто я?» Слайд. ЗАГАДКА. Кто по елкам ловко скачет, И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? ЗАГАДКА. Угадайте, что за шапка: Меха белого охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (заяц) - ЗАГАДКА. Черный жилет, Красный берет, Нос, как топор, Хвост, как упор. (дятел) - ЗАГАДКА. Клюв, как крест, Шишки ест, Зимой размножается, Как птица называется? (клест) – ЗАГАДКА. Маленький рот, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (лесная мышь) - Почему мышь не смогла бы прокормиться без клеста? (так как клест вытаскивает не все семена ели) Королёк такая птица, – Весь в напёрсток уместится, А зимой на елях он Свиристит синицам в тон. | постановка вопроса новой темы ролевая игра. дети в масках животных рассказывают, о том, какое значение имеет ель в их жизни. белка - Я очень люблю полакомиться семенами ели. Чтобы насытиться, мне нужно за день съесть 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее. Мне ель служит укрытием от врагов, так как ее ветки растут низко над землей. Летом я питаюсь насекомыми, а с наступлением холодов, поедаю семена хвойных растений. За день я могу обработать до 70 шишек. Еловые шишки легко поддаются обработке. Клювом я ударяю по черешку, и, повиснув на шишке, отрываю ее тяжестью своего тела. На моей шишке нет хвостика. Да, я питаюсь только семенами шишек. Мне помогает в этом мой клюв. Он не такой, как у большинства птиц. Им я ловко перекусываю веточку, на которой держится шишка. Мою шишку можно узнать по хвостику-веточке. Но я достаю не все семена. А еще зимой мы выводим птенцов, поэтому нам очень необходима ель для питания. - Я – лесная мышь. Зимой питаюсь семенами ели. Подбираю шишку, откусываю кусочек чешуйки, вытаскиваю семя. После моего обеда, шишка ели выглядит, как ножницами подстриженная. Но я не смогла бы прокормиться, если бы не клест. - Я королек, для меня ели – мой дом родной. | |
физкультминутка | коммуникативные | Давайте вместе с нашими гостями животными отдохнем, поиграем. Спасибо. Молодцы. | |
Практический этап | Познавательные УУД. -установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Познавательные УУД. -структурирование знаний; регулятивные -выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Регулятивные -формулирование проблемы познавательные -выдвижение гипотез и их обоснование. | Ребята, поработаем в группах. Составьте из слов пищевые цепочки: кто чем питается. Как вы думаете, кто будет главным в этой цепочке? Ель-белка-сова Ель- клест- совы Ель- мышь-лиса Ель – дятел – филин ель – мышь – заяц ель – заяц- лиса Договоритесь , кто из группы составит цепи питания на доске. Начинаем с группы 1 - Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Почему встревожился лесной народ?» - Действительно, если исчезнет ель, нарушаются экологические связи в природе. Могут погибнуть множество животных, жизнь которых связана с елью. Что мы знаем о ели ? Оказывается, – известно 45 видов ели - в нашей стране растет 10 видов ели - высота взрослого дерева 30- - толщина ствола достигает до - хвоя держится на дереве 7-9 лет - Итак, чем является ель для клестов? (еда, место гнездования) - Для дятла? (еда) - Для лесной мыши? (еда) - Для зайца? (укрытие от врагов) - Для белки? (еда) - Посмотрите внимательно и скажите, чем же является ель для большинства животных? (пищей) - А для чего необходимо живым организмам питаться? (чтобы не умереть) - Сделайте вывод, что произойдет, если в лесу не будет ели. - Скоро наступит один из любимых праздников – Новый год. По обычаю люди идут в лес и вырубают для празднования сотни, тысячи елок. Человек, стремясь украсить свой дом, всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев. К чему это может привести? (животные лишаться корма, убежища, места для гнездования и т.п.) - Как же быть, ведь без ели нельзя представить себе этот праздник? (можно поставить искусственную ель) - Верно, но есть еще один выход. Люди выращивают ели в специальных питомниках, специально для того, чтобы радовать людей в праздники. - А из чего люди их выращивают ? В шишечках ели есть семена. _Ребята, так значит, животные помогают в распространении ели? | (на каждой парте набор карточек для составления цепей питания) составляют пищевые цепи слайд работа на ИД соотносят стрелки с картинками, делают вывод |
Практический этап | познавательные -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные -вариант решения проблемы Коммуникативные -формирование речевых компетенций -умение работать в группе | - Многие взрослые и ребята не понимают, что нельзя вырубать елочки. Давайте мы с вами создадим плакат в защиту елочки. Плакат – это информационный лист, на нем может быть изображен значок, картинка, и написан призыв, к какому- то действию. Каждая группа создаст свой плакат. Можно использовать готовые шаблоны, но и добавлять свои. Из группы пословиц выберите ту, которая вам больше всего понравилась, поместите е ее на плакате и приготовьтесь рассказать о вашей работе. Каждая группа представит свою работу. Ребята, а кому бы вы показали свои работы? Где их можно разместить? Я думаю, что после урока вы это и сделаете. | (работа в группах) составляют, рисуют плакат в защиту ели. |
Рефлексивно-оценочный этап | Личностные смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. регулятивные -оценивание действий по результату и по способу действия | - А сейчас, мои ребятки, Мы должны помочь зверяткам. Мы в лесу посадим ель, Чтоб был в радость каждый день. Наша елка, подрастай, И гостей своих встречай. Шишек много пожелаем, Чтоб от голода зимой Не страдал народ лесной! Стук в дверь. Сюрпризный момент Ребята, нам пришло письмо. Узнаем, от кого оно?. Письмо Дорогие ребята! Мы послушали сегодня ваши рассуждения и обрадовались, что есть у нас помощники по защите природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без красавицы ёлочки, посылаем её вам в подарок. Хотя она и не настоящая, но не хуже, а даже лучше. У этой ёлочки не опадут иголочки через несколько дней и не нужно её выбрасывать. А друзья леса вам тоже передают подарок. Это кедровые шишки. С наступающим Новым годом! А чтобы наша елочка радовала птиц и зверей на празднике, давайте мы ее украсим шишками. Я думаю, что вы согласитесь, что первыми украсят нашу елочку наши гости –животные. За свою работу они заслуживают отличной оценки. Молодцы. Выберите в группе товарища, который на ваш взгляд лучше всех работал на уроке. Им мы доверим украсить елочку. Если вам урок понравился, вы узнали много полезного о ели, повесьте красную шишку, если урок понравился, но вы не все поняли –желтую шишку, а если вам было на уроке скучно и неинтересно – коричневую. Молодцы! Вы также сегодня получаете отличную оценку. Мне понравилось, как вы сегодня работали. - Откроем дневники и запишем домашнее задание. написать письмо к людям от лица животных | читают письмо работа ни ИД украшают елку шишками соответствующего цвета |
6. ИТОГ. Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! Давайте будем беречь планету, Во всей Вселенной похожей нету! Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она? - Урок окончен. |
РЕСУРСЫ
1. .1307397230_klest-ptitsa-foto
2. .depositphotos_2741293-Great-fir-cone.- шишка
7. 0013-022-Zimoj-shubka-stanovitsja-seroj-a-na-ushakh-pojavljajutsja-kistochki
8. abe9bfdb9857 – корзина
Комментариев нет:
Отправить комментарий